Партнеры Живи добром

«Великая артистка земли русской»


«Здравствуй, последняя страница моей жизни, моя любимая актрисуля!» - писал в 1899 году уже тогда великий писатель Антон Павлович Чехов своей возлюбленной Ольге Книппер. Как в судьбе этой женщины, которая была страшной выдумщицей, любительницей светских выходов и шампанского, переплелись пути талантливой актрисы, любимицы Немировича-Данченко и жены самого отчаянного писателя-холостяка?


Оленька была хорошей воспитанной девочкой, в душе мечтавшей о сцене. Но «честь семьи выше такой профессии, как актриса», - говорил Оленьке ее отец, обрусевший эльзасский немец. И маленькая девочка, покорно смирившись воле отца, занималась домашними хлопотами, в душе питая надежды на благосклонность судьбы.


Ольга Книппер


И судьба с волей души Ольги, соединившись, перевернули ее жизнь раз и навсегда. Отец внезапно умирает, оставляя за собой не наследство, а гору невыплаченных долгов. С этого момента Ольга начинает давать уроки музыки в школе при Филармоническом училище, участвовать в небольших выступлениях в импровизированном театре в имении Гончаровых и тайно готовится к поступлению в драматическую школу при Малом Театре. 


И вот она, уже не маленькая девочка Оленька, а молодая актриса, Ольга Книппер, находящаяся под покровительством умнейшего, талантливого и дерзкого учителя – Немировича-Данченко. Владимир Иванович был без ума от этой свободной, жизнерадостной молодой женщины и говорил: «Книппер – актриса до зарезу необходимая». Стоит отметить, что Книппер не была особой красавицей, не философствовала, как многие женщины ХХ века, но имела безупречные манеры, исключительный вкус, прекрасно держалась на публике и, безусловно, была молодым актерским дарованием. «Наша герцогиня» - такого было прозвище Книппер в театральном кругу.


Поворотным годом для Ольги стал 1898 год, который подарил ей встречу с будущим супругом, поэтом Антоном Павловичем Чеховым. «Вчера был ровно год, что мы с Вами познакомились, милый писатель, - помните, в клубе, на черновой репетиции «Чайки»? Как я дрожала, когда мне прислали повестку, что вечером будет присутствовать «сам автор»! Вы это понимаете? А теперь вот сижу и пишу этому «автору» без страха и трепета, и наоборот, как-то светло и хорошо на душе». 


Ольга Книппер


Где-то глубоко в сердце Ольга всегда мечтала встретить человека, с которым можно было стать счастливой, не теряя при этом своего творчества. А господину Чехову нужна была именно такая женщина – актриса, с которой не придется делить «счастье с утра до утра». И именно на этом созвучии, два совершенно разных человека: Ольга – жизнерадостная, сексапильная молодая женщина, и Чехов – закрытый, спокойный и одинокий мужчина сорока лет, смогли пронести свою такую удивительную любовь. Их «супружеский роман» отражен в более 500 письмах, которые они писали друг другу на протяжении шести лет. 


И даже смерть «любимого писателя», такая радостная и верившая до конца в жизнь Ольга не заметила, поскольку пыталась прогнать из комнаты внезапно появившуюся черную бабочку. 


«Нежный мой, любимый мой. Как я мечтаю о тебе! Я мысленно все сижу у тебя в кабинете, обнявшись с тобой на кресле, и рассказываю тебе о всех моих страданиях», - подобные письма Ольга Книппер-Чехова продолжала писать уже своему покойному мужу.


После смерти писателя на какое-то время Ольга выпала из театрального круга, вела затворнический образ жизни. Но ее внутренняя непрекращающаяся радость и желание жить не дали ей долго существовать в пределах дома. Она продолжила работу на сцене, кружила головы многим известным мужчинам, в числе которых был литератор Николай Дмитриевич Волков, младше Ольги на целых 30 лет!


Ольга Книппер


Уже будучи в «красивом» возрасте, Ольга Леонардовна встретила удивительного человека – своего давнего друга и партнера по сцене Василия Ивановича Качалова. Это была нежная дружба и партнерство, только ему Ольга иногда позволяла себе пожаловаться, а он дарил ей цветы и водил полуслепую на прогулки. 


Прожив такую долгую жизнь в 91 год, Ольга Леонардовна никогда не теряла своей задорности, элегантности и привлекательности. Ей очень шла ее голубоватая седина, делая ее еще более аристократичной. Красиво стареющая, она держала в своих тонких пальцах, украшенных сапфирами и рубинами, папиросу и была по-настоящему счастлива, потому что имела в своей жизни две великих любви – к театру и к Антону Павловичу Чехову. 



Ксения Шафрановская



 

Рекомендуем

Ноябрь в ГПИБ
Ричард Роджерс. Начало эпохи хай-тек
Анна Ахматова: «Бессмертные души»
Интервью с Ольгой Плёнкиной
Миша Мищенко. Новая искренность звука
«Все дети будут знать эти стихи наизусть»: Борис Заходер
Мастер-классы в музее "Тульские древности"
Рецепт лучшего фильма: «Побег из Шоушенка»
Надежда на счастливое будущее ( «Прощаться не будем» реж. Павел Дроздов)
Реакционер и эстет Александр Бенуа