Партнеры Живи добром

Кино. Личность. Сергей Параджанов


Сергей Параджанов

За что, как вы думаете, в Советском Союзе могли упрятать в лагеря режиссера? За антисоветчину? За измену родине? А как вам такая причина, что армянин снял фильм о жизни и быте славян? Daily Culture знакомит вас с творчеством и историей жизни одного из самых удивительных режиссеров Советского Союза – Сергеем Иосифовичем Параджановым.

Сергей Параджанов — человек удивительной силы мысли. Он мог без слов снять картину, которая завораживала и заставляла зрителя прилипать к экрану. Россыпь народных примет, образы, берущие свои истоки у различных религиозных, культурных, фольклорных и общественных течений – все это составляло невероятную и большую мозаику, сверкающую символами древних, как цветными стеклами. Для некоторых его картины покажутся излишне сложными, ведь чтобы понять скрытый в них смысл – надо быть основательно подкованным в культуре того или иного народа. Например, «Цвет граната» насквозь пропитан символизмом.В одной из сцен главный персонаж держит, а потом убивает петуха.В армянской мифологии петух – вещая птица, которая спасает человека от временной смерти (сна) и прогоняет различные хвори. А гранат? Это один из главных символов Армении— символ процветания, плодородия и удачи. Когда зритель вникает в такие детали, то кино выглядит иначе.

Говорить о количестве наград и премий нет смысла — его фильмы говорят сами за себя. Есть в них некая священность, уважение к главным героям картин — культуре и истории народов. Еще одна отличительная черта его работ — это непредсказуемость. Сценарий и развитие событий невозможно предугадать. Когда-то режиссер говорил о себе следующие слова:

«Мною всю жизнь движет зависть. Я завидовал красивым - и стал обаятельным, я завидовал умным - и стал неожиданным. Завидовал талантливым - и стал гениальным»

Как точны они оказались! А ведь когда-то давно, не прими он в своей жизни решения уйти из института — страна никогда бы не увидела Сергея Параджанова таким, каким помнит его сейчас. Изначально он поступил в Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта. Но, как это обычно и бывает, тяга к искусству взяла свое, и Параджанова потянуло сразу в несколько институтов на разные факультеты. Молодой человек искал себя в этом мире. Это был и вокальный факультет, и хореографическое училище. Но, в итоге, поступив позже на режиссерский факультет ВГИКа, он нашел свое место в этом мире.

На счету Параджанова 11 работ, как режиссерских, так и в качестве сценариста. В своем интервью во Франции, после тюремного заключения он поделился, что своей свободой он поплатился как раз за один из своих фильмов. «Тени забытых предков» стали его билетом туда, куда, по словам властей, он был осужден на закрытом заседании суда по 121 статье УК РСФР за гомосексуализм, а, по словам самого Параджанова, который создавал вокруг себя огромное количество легенд, «за изнасилование члена КПСС». Но оставим эту мрачную главу жизни великого режиссера, которая канула в безвозвратное прошлое.

А «Тени забытых предков» после «Цвета Граната» по праву можно считать одним из самых красивых фильмов, снятых в Советском Союзе. Природа Карпат, исключительным образом переданная на кинопленке, поражает своим совершенством. Избитая всем миром история «Ромео и Джульетты» не выглядит устаревшей, она заставляет переживать за судьбы героев по-новому. Тут нет наигранных чувств, боль и страдания людей показаны как можно натуральней. Никакой мишуры и лишних слов. Даже не ясно, каким персонажам в фильме отдается предпочтение - Ивану и Маричке? Или быту, культуре и труду гуцульских крестьян? Каждый персонаж фильма играет важную роль, нет распределения на главных и второстепенных героев. Все это украшают обычаи и фольклор гуцулов.

После Сергея Параджанова осталось 23 нереализованных сценария. Может, если бы не проблемы с властями, если бы Сергей Иосифович был осторожней в высказываниях и поступках, или если бы он родился в другое время, нам бы удалось увидеть некоторые из них. Но скорее всего тогда картины его были бы другими.

Сергей Иосифович жил и работал, так как считал нужным, был честен с собой и со своим зрителем. И если властям, посредственности он был не угоден, то это их проблема. «Веселитесь в полную меру, как это делал я. Есть что вспомнить. Иначе было бы жаль и себя, и жизнь! И что жизнь, если нет принципа и каприза?!»


Сергей Параджанов


Анна Макрищева



 

Рекомендуем

М. Найт Шьямалан. Триумф одного фильма
Что смотреть: фильмы Виктора Флеминга
Скромное обаяние Тоби Магуайера
Друг детства — Самуил Маршак
Коллекция Юлии Купинской в рамках показа "Русский силуэт". Московская Неделя моды
Печать великих лет Веры Мухиной
Дороти Стрэттен: «Внешность — временна и не отражает внутреннего мира»
Поющие на экране. Топ-5 киномюзиклов
Анна Шатилова. Голос СССР
Витрина сердца Анатолия Мариенгофа