Вера Пашенная: «Все вокруг меня живет интересами театрального искусства»
Она играла в пьесах Островского, Горького, Шиллера, Гюго. Ее исполнение Катерины, Вассы Железновой, Любови Яровой и Кабанихи считается непревзойденным. О ее темпераменте в актерских кругах ходят легенды. А ее трудолюбию и упорству многие не находят равных. Сегодня, 7 сентября, 128 лет назад в Москве родилась Вера Пашенная, великая актриса МДТ и МХАТа.
Дочь драматического артиста Николая Рощина-Инсарова, Вера Пашенная не всегда хотела стать актрисой. Ее влекла наука. «В течение многих лет я всегда видела печальную озабоченную мать. Она куда-то писала, просила отца о помощи. Мы буквально голодали, и слово «отец» понемногу делалось для меня чем-то плохим, обидным. Я все больше и больше любила свою мать и не любила слова артист, театр – оттуда все зло, думала я,» - вспоминала Пашенная.
Отец Веры Николаевны был гусаром и дворянином, который ради служения театру, оставил военную службу и покинул родительский дом, отказавшись от семейной фамилии. Его любили и зрители, и коллеги. Он блистал в роли Чацкого и Бориса Годунова. И со своей супругой, Евгенией Николаевной, он встретился на подмостках. Театр был и ее страстью, она играла в любительских спектаклях, но после рождения старшей дочери Екатерины была вынуждена оставить сцену. Вера родилась через четыре года после сестры, в день, когда отец покорял зрителей «Горя от ума».
Николай Петрович переезжал из города в город, посылая семье с трудом скопленные на содержание девочек сбережения. Когда Вере исполнилось двенадцать лет, отец был убит в Киеве художником-декоратором Маловым, приревновавшим к нему свою жену.
Екатерина Пашенная еще в четырнадцать лет уехала в провинцию к отцу. С малых лет она стала выступать с ним на сцене, получив свою известность под его же псевдонимом – Рощина-Инсарова. Она играла на сцене Малого Театра в Москве, а также в Александрийском, Суворинском и театре Незлобина в Санкт-Петербурге. Но после Октябрьской революции эмигрировала в Европу.
Вера, напротив, не искала сценической славы. Она хотела стать врачом и даже начинала учить латынь, однако судьба решила иначе. На медицинские курсы можно было поступить только после восемнадцати лет, а Вере было всего шестнадцать. И тогда она увидела объявление театрального училища при Малом театре. В августе она сдала экзамен, прочитав стихотворение «Мать» Семена Надсона. Ее приняли, и спустя четыре года она уже стала играть ведущие роли. Ее исполнение всегда вызывало восторг, а имя постепенно становилось синонимом театрального гения.
Хотя сама Пашенная утверждала, что своим талантом она скорее обязана трудолюбию и неутомимой любви к сцене, чем природному дару перевоплощения. Говорят, ей трудно давалось запоминание реплик, но много времени она отдавала репетициям, полностью изматывая своих коллег. Пашенная была уверена, что талант легко растерять, а духовные подъемы и увлечения не вечны. Лишь труд, оттачивающий мастерство, раскрывающий творчество актера, никогда не пропадет даром. Юрий Соломин, ученик Пашенной, ныне художественный руководитель МДТ, вспоминал, что одна репетиция с Верой Николаевной могла длиться пять-шесть часов. При этом Пашенная, становясь на место зрителя, говорила: «Я заплатила рубль и хочу все видеть, слышать и понимать!»
C 1936 года Вера Николаевна преподавала в Театральном училище имени Щепкина. Негласно она платила стипендии талантливым абитуриентам, не прошедшим конкурс, из своего кармана. Причем делала это так, что молодые люди узнавали об этом только спустя много лет после выпуска. Помогала Пашенная и малоимущим пожилым актерам, но всегда тайно. Вся жизнь Веры Николаевны была отдана сцене. Она дважды была замужем, и оба раза – за артистами. Много позже в автобиографических заметках Пашенная писала: «Личная моя жизнь полна театром и его интересами. Все вокруг меня живет интересами театрального искусства, сценой и судьбами театра».
В 1961 году Пашенная неожиданно почувствовала себя больной. Она стала быстро уставать, задыхаться, ей стало сложно играть. Диагноз был неутешительным – рак. Однако Пашенная не хотела мириться со своей болезнью. Она наотрез отказалась от операции и стационарного лечения – просто не могла представить себя без атмосферы театра и напряженного рабочего ритма. Она работала, как обычно, без отдыха, готовила премьеру спектакля «Честность» к XXII съезду КПСС. Работа как будто исцеляла ее, помогала преодолеть слабость, но все же не могла позволить полностью забыть о болезни.
В феврале 1962 года Пашенная сыграла свой последний спектакль. Она больше не могла выходить на сцену, но не оставила преподавание. У себя дома она репетировала «Грозу» со вторым составом артистов. В октябре Веру Николаевну уговорили уехать из города на природу. В первые пару дней пребывания в Щелыково (в любимом месте Пашенной) ей как будто стало немного лучше, но ненадолго. 28 октября днем дочь Пашенной привезла мать обратно в Москву. А вечером Веры Николаевны не стало.
Но великие люди не уходят навсегда – они оставляют за собой последователей, учеников. Вера Николаевна Пашенная до сих пор живет в Малом театре. Ее заветы и убеждения переходят из поколения в поколение, и каждый молодой артист МДТ знает, что самое лучшее в актерской игре – это художественная простота, а, по словам Пашенной, «только та форма хороша, которая относится к своей сущности, как скорлупа ореха к своему ядру».
Анастасия Гущина
|
Рекомендуем |