Партнеры Живи добром

Владимир Немирович-Данченко – новатор русского театра


Вполне обычная семья украинского помещика и армянки подарила нашей стране сразу двух известных, сильных духом, талантливых и трудолюбивых людей: писателя и журналиста Василия Ивановича и театрального деятеля Владимира Ивановича Немирович-Данченко. Судьбы их сложились по-разному. Василий Иванович не принял революции и эмигрировал в 1921 году сначала в Германию, потом в Чехословакию. А Владимир Иванович какое-то время жил в Голливуде, но, тем не менее быстро вернулся на Родину и находился под покровительством самого Сталина.

Владимир Немирович-Данченко

Будущий режиссёр писать начал ещё в детстве. Учился в Тифлисской гимназии, затем на физико-математическом и юридическом факультетах Московского Университета. Отличался многочисленными талантами: работал литературным критиком, преподавателем, выступал на сцене, пробовал себя в беллетристике и драматургии... Но, в конечном итоге связал свою дальнейшую жизнь с театром.

Немирович-Данченко глубоко изучал театральную теорию, ему принадлежит несколько трудов на эту тему, также он писал рассказы и романы. Его собственные пьесы ставились на сценах столичных и провинциальных театров.

Долгое время Владимир Иванович работал с К.С. Станиславским. В 1898 году они объединились для создания новаторского общедоступного театра, который получил название Московский Художественный Театр — будущий МХАТ.

Владимир Немирович-Данченко

Новизна заключалась в приоритетной реалистичности, достоверности, прогрессивности, психологизме, внедрении «системы переживания», воссоздании среды и передаче авторского стиля. Владимир Иванович наряду с режиссурой в большей степени занимался административной работой и составлением репертуара. В новом театре были поставлены чеховские «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад», горьковское произведение «На дне», а также пьесы Гауптмана, Ибсена, Островского, Салтыкова-Щедрина и других авторов. Во МХАТе впервые заиграли такие произведения «большой литературы», как «Братья Карамазовы», «Анна Каренина», «Николай Ставрогин». А спектакль «Живой труп» сам режиссёр считал лучшей постановкой театра.

МХАТ отличали общедоступность, причём он существовал не на государственные деньги, а на благотворительные средства, требование высокой культуры во всём и уникальное взаимодействие со средой. Например, для создания достоверной театральной обстановки гениального спектакля «Юлий Цезарь» специальная комиссия ездила в Рим.

В 1919 году Немирович-Данченко основал музыкальную студию при театре, которая впоследствии стала носить его имя. Именно со своими музыкальными спектаклями Владимир Иванович побывал заграницей, в Европе и Америке.

Владимира Ивановича в работе отличали психологический подход, полное раскрытие каждой роли, внимание к мелочам, ум и талант, бешеная энергетика и работоспособность, непринятие штампов и условностей.

Владимир Немирович-Данченко

Кроме театра, увековечившего имя своего создателя, в Москве существует Музей-Квартира режиссёра, по адресу Глинищевский переулок 5/7 – здесь он жил с 1938 года до самой своей смерти в 1943 году. В Донецкой области в Нескучном также есть музей Владимира Ивановича Немирович-Данченко. Это усадьба барона Н.А. Корфа, педагога и новатора, после смерти которого, Немирович-Данченко женился на его дочери Екатерине Николаевне. Нескучное было любимым местом отдыха и творческой работы Владимира Ивановича.

Школа-студия МХАТ была открыта вскоре после смерти талантливого режиссёра, это было одно из его последних желаний.

Дело жизни великого режиссёра продолжилось в потомках. Один из его сыновей Михаил Владимирович и внук Василий Михайлович тоже связали свою жизнь с театром. В 1993 году Василием Михайловичем и его женой был поставлен литературно-музыкальный спектакль «Семь жизней Немировича-Данченко», посвящённый жизни и судьбе знаменитого деда на основе писем и документов.

Владимир Иванович Немирович-Данченко – один из величайших людей в истории нашей страны и гений своей эпохи. Его отличали такие качества, которых сейчас как раз не хватает многим из нас: преданность делу и Родине.



Мария Игумнова




 

Рекомендуем

Театр на экране. Пресс-конференция с создателями фильма "Большой"
«Сладкая жизнь» Федерико Феллини 60 лет спустя
Второй шанс («После. Глава 2», реж. Роджер Камбл)
XXXIX ММКФ. "Мешок без дна" Рустама Хамдамова
Теодорос Ангелопулос. "Александр Великий" и Трилогия молчания
Рембрандт Харменс ван Рейн: сквозь Рай и Ад
Сердце Мадрида. Открытие музея Прадо
Ярмарка – храм живой книги
За ведёрком да по серебро. Премьера спектакля «Морозко» в ММДМ
40-й Московский международный кинофестиваль. Первые новости