Партнеры Живи добром

Юрий Катин-Ярцев – защитник родины и служитель искусства


Юрий Васильевич Катин-Ярцев рожден 21 июля 1921 года в Москве. Мальчик рано потерял отца, который скончался от тифа; маленькому Юре было всего 8 лет. Мама не стала устраивать свою личную жизнь, а посвятила себя воспитанию сына. Ей помогал дедушка будущего актера; он же и «приучил» внука к труду: мальчик составлял за него письма, за это и получал вознаграждение. Проживало семейство в коммунальной квартире в Спиридоньевском переулке. 

Мальчик с детства увлекся актерством и обучался в двух театральных студиях: одна была при Дворце культуры автозавода имени Сталина, а также занимался во Дворце художественной самодеятельности детей Советского района. 

Юрий Васильевич Катин-Ярцев

В 1939 году приступил к обучению в училище имени Б. В. Щукина, но спустя малое количество времени отправился на службу в армию. Юрия Васильевича распределили в железнодорожные войска. Он работал на Дальнем Востоке, а позже его отправили на фронт. Этот человек принимал участие в битве на Курской Дуге, бился на I и IV Украинских фронтах. К окончанию войны удостоился звания кавалера ордена Красной Звезды. После завершения службы возвратился к учебе в театральном училище. Юрий Васильевич был старше людей, с которыми он учился, но это нисколько не помешало им найти в лице бывшего фронтовика друга и соратника. 

После учебы Катин-Ярцев остался в альма-матер в качестве старшего лаборанта на кафедре актерского мастерства, параллельно с этим поступил на работу в театр на Малой Бронной. Спустя несколько лет, приступил к ведению собственной преподавательской деятельности; а в 1981 году приобрел должность профессора.   

Юрий Катин – Ярцев не только прекрасный театральный и киноактер, но и образцовый учитель. Он обучил множество выдающихся актеров, среди них были Константин Райкин, Наталья Варлей и многие другие. Обучающиеся относились к нему с крайним уважением и любовью. Отчисление студентов с курса, каким огромным бы он ни был, становилось тяжким бременем для актера. Он шел на эту крайнюю меру лишь изредка.

В одном из интервью ученик Юрия Васильевича Леонид Ярмольник говорит: «Все три выпуска, которые были у Катина-Ярцева это его «подарки» стране, искусству. Возможно, если бы не он, то мы не были настолько успешными и любимыми зрителем. Он обожал «талантливое вранье». Это касалось, к примеру, пропусков лекций. Он сразу понимал, что мы его обманываем, хихихал в пиджак, но прощал. Потому что если ты умеешь талантливо врать, то и актер из тебя получится отменный».

Юрий Васильевич Катин-Ярцев

В кинокартинах Юрий Васильевич играл еще в 60-е годы. Он принимал участие в киноленте Владимира Басова «Школа мужества», после съемок актер надолго пропал с экранов.

Только лишь в 70-е годы возобновил участие в фильмах, в основном, все его амплуа были эпизодичными, но особую известность принесла ему роль Джузеппе – Сизого Носа в «Приключениях Буратино». Помимо этого культовым стало участие в кинокартине «Багратион»; Катин-Ярцев был Суворовым. По словам самого актера это перевоплощение одно из его любимых, ибо он видел сходство со своим героем как внешние, так и внутренние. Помимо прочего, запоминающимися стали амплуа Пуришкевича и Богодула в картинах «Прощение» и «Агония», Томаса в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» и другие. Юрий Катин – Ярцев снялся более чем в ста кинолентах и сыграл в семидесяти работах на телевидении. Он посвятил свою жизнь преподаванию, защите своей страны, и, конечно же, театру на Малой Бронной, где он проработал более сорока лет. 

Покинул этот мир именитый актер 18 марта 1994 года и похоронен на Армянском кладбище в Москве.



Фасхутдинова Нигина



 

Рекомендуем

Ясный взгляд. Все средства хороши
Асия Джебар. Нетерпеливые
Ретроспектива Юлиана Радльмайера в «Фитиле»
XI Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой
Гала-концерт лауреатов Международного конкурса Елены Образцовой
Мужские подарки. Что подарить человеку, у которого всё есть?
Леонид Утесов: от уличного музыканта до Народного артиста СССР
Лучший художник Англии и его нимфы
Пополнении коллекции Государственного Эрмитажа
Николай Доризо: «Мне постоянно везло»