10 фактов, которые вы могли не знать о похищении «Джоконды»
21 августа 2016 года свой 105-летний юбилей празднует самый, пожалуй, громкий скандал в сфере искусства за всю историю человечества. В этот день, чуть более века назад, работник Лувра, итальянец Винченцо Перуджа, похитил из музея шедевр Леонардо да Винчи – «Мону Лизу». И не просто похитил, а скрывал у себя целых два года, пока французская полиция терялась в догадках, а мировые СМИ раздували на этой почве неслыханные доселе сенсации. В этой истории действительно много всего интересного. Так в 1911 году была оформлена экспозиция, где и висела «Джоконда» 1. Как было доказано следствием, Винченцо Перудже не пришлось даже скрываться или тщательно планировать преступление. Он работал в Лувре, был одет в музейную униформу, умел обращаться с картинными стеклами и рамами. 21 августа 1911 года был понедельник, и музей был закрыт для посещений. На скромного паренька в форменной одежде не обратили никакого внимания, когда он аккуратно снял «Джоконду» с гвоздей, вырезал из рамы и в куске белой ткани понес к выходу. 2. Оказалось, что тем роковым утром Перуджа попался на глаза даже двум свидетелям. Торговцу лавки неподалеку от Лувра показался подозрительным мужчина, торопливо шагающий из музея в 7 утра со странным предметом под мышкой. А сантехник главного парижского дома искусств и вовсе без лишних вопросов отпер Винченцо дверь, выпуская итальянца с украденным шедевром на все четыре стороны. Хоть эти свидетели и дали впоследствии показания, поимку вора это не ускорило. 3. Винченцо Перудже вообще удивительно везло! На брошенной им раме от картины, конечно же, остались отпечатки его пальцев. И их даже проверяла полиция. Более того, итальянца лично допрашивали, и ни раз, как и остальных работников Лувра. Но он так ни разу и не вызвал ни тени подозрений. 4. Пропажу шедевра обнаружили только 22 августа при весьма забавных обстоятельствах. Художник Луи Беру рисовал копию с «Джоконды» и потому часами просиживал возле полотна да Винчи. Но в тот день картины не оказалось на месте, и художник принялся шутить с охранником и узнавать, как скоро «Мона Лиза» вернется с фотосессии. Тут-то и выяснилось, что ни для фотосессии, ни для чего-либо другого сотрудники Лувра «Джоконду» не забирали. Началась паника.
5. В ходе расследования и громких разбирательств была уволена вся администрация Лувра. Франция даже закрыла свои границы, чтобы не допустить вывоза шедевра.
6. Возможно, никто так и не поймал бы похитителя, и мы навсегда лишились бы одного из известнейших произведений искусств всех времен. Но судьба распорядилась иначе, и Винченцо выдал себя сам. После двух лет заточения со своим трофеем, он решился, наконец, продать его во флорентийскую галерею Уффици. Убедившись, что ему и правда предлагают подлинник «Моны Лизы», владелец галереи тут же сообщил об этом полиции. Перуджу арестовали.
7. До сих пор не утихли споры о том, какие мотивы сподвигли законопослушного музейного служащего на такую рискованную авантюру. Одна из распространенных версий: Винченцо похитил «Джоконду» из чувства национальной гордости, в отместку за оскорбительное поведение Наполеона по отношению к итальянскому народу. Немало редчайших предметов искусства было вывезено из Италии во Францию по мановению руки императора. Перуджа гордо вернул «Мону Лизу», шедевр итальянского живописца, из Парижа на родину. Чем завоевал, между прочим, тысячи поклонников по всему миру.
8. Есть и более романтичная версия. Говорят, похититель признался, что увидев картину впервые, по уши влюбился в изображенную на ней Лизу дель Джокондо. Якобы взгляд и знаменитая полуулыбка дворянки напоминали ему о бывшей возлюбленной. Таким образом, Перуджа два года не мог расстаться «с любимой». Картина довлела над ним, и вскоре Винченцо испугался сам себя – и сдался.
9. По делу о похищении «Моны Лизы» в качестве подозреваемого допрашивали Пабло Пикассо, а известный французский поэт Гийом Аполлинер и вовсе был арестован.
10. Сейчас трудно в это поверить, но именно это громкое похищение превратило просто удачную работу Леонардо да Винчи в настоящую классику мировой живописи, предмет культа и самую узнаваемую картину на свете. Свою роль в этом сыграли жадные до сенсаций газеты, которые целых три года – два года до и один после возвращения «Джоконды» в Лувр – не снимали шедевр с первых полос. В те годы только крушение «Титаника» могло конкурировать с похищением по вниманию публики. «Мона Лиза», пускай пока и пропавшая, стала настоящим кумиром всего земного шара: танцовщицы кабаре выступали с масками Джоконды на лицах, господа и дамы вешали на стены вырезки из газет на манер современных постеров. Полотно украсило собой, кажется, тысячу обложек, почтовых открыток и марок. Оно стало самым копируемым произведением искусства.
Теперь же зал Лувра, в котором выставлена легендарная «Джоконда», защищен всеми возможными мерами и от краж, и от вандализма. И как же прекрасно, что мы все еще можем наблюдать эту таинственную улыбку в стенах парижского музея! Пусть и за несколькими стеклами.
Елизавета Вохминцева
|
Рекомендуем |