Партнеры Живи добром

Алексей Баталов — главный интеллигент Советского Союза

 

Владимир. Золотое кольцо России. Этот город с великой и древней историей в 20-е годы только начинал превращаться в крупный промышленный центр. Тенистые улочки неказисто переплетались с заборами больших химических и тракторных заводов – город начинал свою индустриальную жизнь. Именно здесь родился человек, который влюбил в себя всех женщин Советского Союза, Алексей Баталов. Воспитываясь в семье писателей и актеров, юный Алексей с малых лет общался с людьми искусства: Михаилом Булгаковым, Осипом Мандельштамом, Борисом Пастернаком, Фаиной Раневской. Но самые теплые отношения у мальчика сложились с Анной Ахматовой. Ему было всего семь, когда великая поэтесса ступила на порог дома Ардова-Ольшевской. Н ачалась удивительная история отношений между двумя творческими личностями, которая впоследствии очень сильно повлияла на Баталова. С ними связан забавный случай, когда Ахматова дала Баталову деньги, чтобы он купил себе одежду после армии. Баталов же купил подержанный «Москвич» и назвал его «Аннушка»!

Военные годы Алексей провел в Татарии, в городке Бугульма. Его мать основала актерскую труппу, которая выступала перед ранеными в госпиталях. С этим временем у Баталова связаны особые впечатления: нескончаемая череда военных дней, первая зарплата. Там юный актёр и вышел на сцену в первый раз. Этот период Баталов часто называет «вторым детством», сильно отличающегося от детства, проведенного в дворике МХАТа.

Алексей Баталов

В 1945 году семья вернулась в Москву. Алексей пошёл в школу, однако, не отличался особым рвением к естественным наукам. Но однажды в его школу пришли люди с «Мосфильма», чтобы отобрать ребят для будущего фильма Лео Арнштама. Вот тут-то Баталов и загорелся по-настоящему. На кастинг пропускали только отличников и хорошистов, поэтому Алексей старался учиться изо всех сил, лишь бы попасть к режиссеру на отбор. И не зря — теперь мы можем лицезреть юного актера в образе одноклассника Космодемьянской в кинокартине «Зоя». Так состоялся первый актерский дебют Алексея Баталова.

Шли годы, Баталов окончил Школу-студию им. Немировича-Данченко при МХАТе, женился на подруге детства Ирине Ротовой и работал во МХАТе. В 50-м его забрали на службу, где он работал, будучи членом актерской труппы Центрального театра Советской Армии.

Настоящая карьера молодого актера началась в середине 50-х годов. Баталов имеет честь оказаться знакомым с Иосифом Ефимовичем Хейфицем, известным кинорежиссером. И вот наш герой оказался в Петербурге, где день и ночь молодой и полный амбиций, он работал над своей кинокарьерой. Алексей Баталов снимается в таких картинах, как «Большая семья» в 54-м, получившей две серебряных премии за лучшую мужскую и лучшую женскую роли на Каннском кинофестивале, «Дело Румянцева» в 55-м, «Дорогой мой человек» в 58-м. Семья отошла на второй план. Жена и дочь остались в Москве, времени катастрофически не хватало. К тому моменту Баталов уже пять лет был влюблён в юную артистку цирка Гитану, но с момента их первой встречи они так и не виделись. в конце концов первая семья распалась, и после развода Алексей решил начать поиски своей возлюбленной. В те времена было практически невозможно отыскать человека, не имея ни адреса, ни фамилии. И все же они встретились.

Перевернув вверх дном все цирки страны, он, наконец, узнал, что скоро Гитана приезжает в Москву со своей программой. Баталов пришел на выступление, и, дождавшись девушку у дверей, возродил восхитительную историю любви, которая длится уже более пятидесяти лет. Поразительно, как «та» женщина может кардинально поменять жизнь мужчины! Благодаря поддержке Гитаны Баталов верил в себя и оттачивал актерское мастерство с удвоенным усердием. Конечно, «Дама с собачкой», вышедшая в 1960 году была спорной картиной: образ женатого мужчины, влюбляющегося на отдыхе в другую женщину, не был одобрен, и карьера Баталова подкосилась. Однако, после съёмок в фильме «Девять дней одного года» и «Три толстяка» предложения ролей так и посыпались. Первая картина в 1962 году стала лучшим фильмом, а Баталова стали называть лучшим актером СССР. А что касается последнего, стоит отметить, что сцену, где персонаж Алексея Баталова Тибул идет по канату над площадью, актёр исполнял без участия дублера. Гитана, будучи блестящей цирковой артисткой, лично обучала мужа искусству хождения по канату и во время финальной съемки дубля тихо нашептывала молитвы. И Тибул смог.

Алексей Баталов

В 70-х годах Баталов снимается в двух фильмах, которые впоследствии становятся одними из самых лучших фильмов за всю историю его кинематографической карьеры. В 1970-м году на экраны выходит фильм «Бег», номинированный на Канском фестивале на «Золотую Пальмовую Ветвь». Кинокартина повествует о закате Гражданской войны на Юге России. Герой Алексея Баталова – Сергей Павлович Голубков, приват-доцент Санкт-Петербургского Университета. Невероятно сложная и многогранная картина – такая же, как и большинство произведений Булгакова – требовала от своих актеров отображения бури эмоций всех тех людей, которые переживали времена народных беспорядков. И вот на экране мы видим Голубкова, без памяти влюбленного в жену чиновника Корзухина. Персонажа, готового на все, чтобы отомстить за честь своей возлюбленной.

«Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья…»

И звезда взошла. В 75-м на экраны советских кинотеатров выходит фильм Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», названная по одноименной строчке стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву». Фильм рассказывает нам о восстании декабристов, о царской самовлюбленности, о предательстве, и, конечно, о женщинах. Жёны декабристов, пожалуй, главные персонажи, которым посвящён этот фильм. Та отвага, с которой они следуют за своими мужьями, чтобы быть рядом и поддерживать их в трудные времена, даже без шанса на возвращение - не это ли заставляет нас замирать от потрясения? Алексей Баталов играет Князя Трубецкого, «диктатора» восстания декабристов, которого отправляют в ссылку на каторжные работы в Сибирь. Удивительно, что его персонаж появляется на экране не так часто. Тем не менееактёр смог дать зрителю понять, что его роль является одной из ключевых в этом фильме.

«… - Чем же всё это окончится?

- Будет апрель.                   

- Будет апрель, Вы уверены?

- Да, я уверен.

Я уже слышал, и слух этот мною проверен,

Будто бы в роще сегодня звенела свирель…»

Как с приходом апреля тают льды и снега, так и с приходом новой кинокартины с Баталовым российский кинематограф растопил сердца наших иностранных коллег – фильм вышел оскароносный. Москва слезам не верит. В нашей стране вы не найдете ни одного человека, который ни разу не слышал этого выражения и не напевал хоть раз себе под нос: «Александра, Александра, этот город наш с тобою…». Три героини – три судьбы. Фильм Владимира Меньшова отлично показывает, как важно в трудной ситуации сохранять самообладание и оптимизм, чтобы принять правильное решение. Не всем выпадает счастливая карта и зачастую всего приходится добиваться, как говорится, «трудом и потом».

Алексей Баталов

С выходом этого фильма Баталов окончательно покорил сердца женской половины зрителей Советского Союза. Картина показывает, как Георгий Иванович из электрички, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора может оказаться «тем самым» принцем, о котором мечтает каждая женщина. Поразительно, как мужчина, не отличавшийся особой красотой и внешней выразительностью, смог покорить женщин своим обаянием и харизмой. Хотя, был у него ещё один козырь, который даже сейчас отмечают очень многие. У Баталова невероятно приятный голос. Об этом говорят режиссеры, зрители, коллеги и друзья актёра. Не зря многие мультипликационные персонажи говорят именно его голосом. Все мы любим «Ёжика в тумане», и именно Баталову мы обязаны за такого персонажа – в мультфильме его голос является одним из сильнейших художественных средств. Он же рассказывает нам историю приключений пингвинёнка Лоло, так сильно полюбившуюся многим детям.

«Москва слезам не верит», увы, стала последней крупной актёрской работой Баталова. Он вернулся во ВГИК в качестве преподавателя и занимался развитием своей дочери, от рождения пораженной диагнозом ДЦП. От своего отца она унаследовала упорство и трудолюбие — её история является примером, как человек, будучи прикованным к инвалидному креслу, может достичь своих целей. Мария Баталова окончила школу, а после – сценарный факультет в том же ВГИКе. Девушка пишет книги, и в 2007 году по её сценарию был снят фильм «Дом на Английской набережной», и Мария получила диплом с формулировкой «За поэтическое отражение истории семьи в контексте истории страны». Возможно, однажды она добьется признания так же, как когда-то добился его её отец. Ведь как говорил его персонаж Дмитрий Гусев в фильме «Девять дней одного года»: «Опыт закончился неудачей. Ну что ж, это закономерно. Зато из ста возможных путей к истине один испытан и отпал. Осталось только девяносто девять».



Анна Макрищева

 



 

Рекомендуем

Савва Морозов. Благотворительность-первое имя
Майя Плисецкая. Лишние слова не нужны
Такого «Морозко» вы ещё не видели! Анонс
Сергей Лукьяненко и его экранизации
Уильям Стайрон: исследователь человеческих мук
«Джаз осенью» 2017
Черешневый лес. «Эдвард Мунк»
БСО им. П. И. Чайковского открывает 89-й сезон
Жизнь «по правде и совести» Виктора Астафьева
Выставка Узор. Форма. Материал