Партнеры Живи добром

Статуя Давида работы Микеланджело - грандиозное воплощение силы и свободы


Давид — царь Иудейский и Израильский, выбранный Богом, чье реальное существование ставится историками под сомнение. По библейскому сюжету, еще будучи в отрочестве пастухом, Давид принял вызов филистимлянина великана Голиафа и сразил его единственным броском камня из пращи. Этот мифический момент, как и само представление идеального властителя, многократно использовался в качестве темы для произведений искусства: кино, живописи, скульптуре.

выразительный вгляд перед боем.jpg

В скульптуре, например, образ Давида изображали такие великие мастера как Вероккьо и Донателло. Одной из наиболее известных интерпретаций образа является пятиметровая и шести тонная мраморная статуя работы Микеланджело. Это изваяние поражает своей мощью и силой, Давид задумчив и напряжен перед боем. Другие Давиды более юные, хрупкие, почти мальчики, и как-то не верится что они реально смогли бы сразить великана, хотя по сюжету они изображают моменты уже после боя - торжествующий Давид с головой своего противника.

Впечатления от внешности Давида Микеланджело различны. С одной стороны это идеал мужской красоты: молодой юноша с выразительным напряженным взглядом и атлетическим мускулистым сложением тела. Но при детальном рассмотрении оказывается, что скульптор специально сделал верхнюю часть туловища будущего царя чуть увеличенной в размерах, чтобы на фоне неба пропорции казались соразмерными. Также, компьютерное сканирование статуи выявило впадину на спине Давида, как будто царю не хватает ребра или мышцы - сам создатель скульптуры признавал, что ему просто не хватило материала.

копия Давида на площади Микеланджело.jpg

Но, тем не менее, в любом образовательной учреждении художественной направленности, на важном этапе проработки рисунка фигуры человека, частей тела, рисуют именно Давида Микеланджело.

Много удивительных фактов окружают создание знаменитого "Гиганта". Автору удалось сделать чудо: высечь за три года из монолитного куска мрамора изящную, почти пропорциональную фигуру, при этом исправив ошибки предыдущих попыток и капризов погоды. Ведь кроме того факта, что Микеланджело был не первым скульптором, взявшим на себя трудный заказ по украшению соборного храма Санта Мария дель Фьоре, предназначенный для этого каррарский мрамор несколько лет пролежал под открытым небом и был значительно подпорчен сводами и насечками.

В это время во Флоренции происходят политические перемены: свержение правящей династии Медичи, "царство Иисуса Христа" или диктатура Саванролы, управление капитанами, республика Содерини... Именно поэтому по окончании работы статуя Давида 8 сентября 1504 года была установлена не на купол храма, а на площадь Синьории перед Палаццо Веккьо, резиденции городской администрации. Удары колокола призывали сюда всех взрослых граждан на совет в лучшие годы существования флорентийской республики. Гигантский Давид стал символом свободы от тирании.

Оригинал Давида в галерее Академии художеств.jpg

В настоящее время оригинальная работа Микеланджело находится в Галерее Академии Изящных Искусств на улице Риказоли, куда она была перенесена для защиты от непогоды и вандалов-туристов. Эта Академия - первая академия живописи в Европе, а Галерея при ней - одна из крупнейших художественных собраний Флоренции. Но существует множество копий - только во Флоренции есть ещё два Давида - мраморный двойник на площади Синьории и бронзовая статуя на площади Микеланджело. А какое множество продаётся сувениров с изображениями разных частей тела Давида - это служит показателем популярности образа царя и в современности.


Мария Игумнова




 

Рекомендуем

Любовь и балет Матильды Кшесинской
Полуторавековое путешествие «Вокруг света»
Хороший мальчик нашего времени ("Хороший мальчик" реж. Оксана Карас)
Олег Ефремов. Жизнь – это театр
Лайза Миннелли: «Я не хочу стать как она...»
Дэвид Аллан — предвестник Просвещения в Шотландии
Джордж Байрон: «Нет места мне на жизненных пирах»
Коллекция Юлии Купинской в рамках показа "Русский силуэт". Московская Неделя моды
Человек своей эпохи Борис Полевой
67-й Берлинский кинофестиваль. "Логан", режиссер Джеймс Мэнголд