10 жизней Ренато Гуттузо
Ренато Гуттузо, итальянский художник, неокубист, неореалист, родился 2 января 1912 года на Сицилии. Он начал рисовать рано, параллельно обучаясь в колледже, в начале 20-х годов. Относительная известность пришла к нему в 1931 году: его работы, отправленные на четвертую римскую Куадриеннале, заметили критики. Гуттозо переезжает в Рим и там сразу же понимает, что не хочет иметь ничего общего с течениями традиционного искусства, которые всё быстрее политизируются. Ренато Гуттузо рисует для оппозиционно-демократических изданий, борется с фашизмом, отстаивает стандартные человеческие права, передаёт трагизм реальности. Гуттузо обращается к художественному стилю Пикассо, к энергетике, которую несут его картины. Он играет с планами и композицией. Его творчество можно разделить на несколько этапов: 40-е - борьба с фашизмом, высокий замысел, 50-е - разгар композиционной мысли, детализация, 60-е – «человек в толпе», тема одиночества. Гуттузо был членом Академии Художеств СССР, несколько раз посещал Советы со своими. Под конец жизни он всё больше склоняется к реализму: его картины приобретают чёткость, детали. Ренато всю жизнь посвятил отражению действительности, поиску правды и её изображению. Он прошёл творческий путь от футуриста до неореалиста, играя со светом и планами.
1. «Портрет Рокко с сыном» (1960) Рокко – собирательный образ, это простой и понятный людям герой: южанин, приехавший на север Италии в поисках работы. Одинокий, чуждый окружающему его миру, он держит на руках спящего сына. Несложно заметить, что его лицо выражает усталость, он истощал, но ради сына продолжает работать. В 50-е для Гуттузо постоянно позирует юный итальянец Рокко Католано. В фигуре, лице портретируемого Гуттузо ищет нестабильный элемент, стремится передать напряжение. Линия у него никогда не бывает статичной. Именно Рокко стал прототипом рабочего, который так полюбился людям.
2. «Девушки Палермо» (1940) Как раз в 40-е годы, после начала войны, Ренато увлекается творчеством Пикассо. На этой картине влияние кисти великого мастера очевидно: яркие цвета, угловатые линии, реализм, выраженный в стиле футуриста. Однако 40-е годы – период антифашистского и антивоенного творчества, поэтому эта картина вызывает недоумение критиков.
3. «Пляж» (1955-56) Картины 50-х годов отражают мастерство художника в области композиции. Построенная на принципе противопоставления динамики и статики, кажущаяся с первого взгляда непродуманной, композиция картины «Пляж» обладает целостностью и стройностью. Художник уделяет особое внимание линиям, организующим объём, подчиняющим цвет. Насыщенная светом солнца сцена купания звучит как гимн жизни: хотя на ней изображены как зажиточные, полные, бледные девушки, так и исхудавшие, тёмные от загара, рабочие мужчины, уставшие от этой самой жизни.
4. «Воскресение калабрийского рабочего в Риме (Рокко с патефоном)» (1960-61) Это ещё одна картина, изображающая рабочего Рокко. В лучших традициях неореализма Ренато дает персонажу острую характеристику, подчёркивая одиночество Рокко в большом городе: пустые окна, серое небо, одинокий патефон. Резкие линии, крупные яркие мазки, вспыхивающие блики, контрасты передают драматичность и экспрессию образа.
5. «Буги Вуги в Риме» (1954) Изображая людей, художник отходит от обобщённых образов: его интересует социальный тип, чётко выраженный, конкретный, со всеми выделяющимися чертами. «Я думаю, что здесь моя задача была не в том, чтобы сделать карикатуру. Юноши и девушки, танцующие буги-вуги в Риме, –обыкновенные люди. Просто они очень много перенесли и иногда заблуждаются», – так говорил о картине сам Гуттузо. Интересно, что в таком весёлом и зажигательном танце, как буги-вуги, лица большинства танцующих не выражают радости, напротив, они грустят и скучают.
6. «Рынок Вуччерия» (1974) Ренато Гуттузо проводил много времени за столом небольшого кафе в самом сердце рынка Вуччерия, где он искал вдохновение для этой картины. Полотно передаёт взаимодействие цветов и хаоса, в ней много планов, много пространства: разнообразие прилавков, люди практически создают атмосферу шума и беспорядка, её можно ощутить, можно почувстовавть аромат рыбы, сыра, услышать крики торговцев.
7. «Кафе Греко в Риме» Кафе Греко – старейшее кафе в Риме, оно было построено в 1760 году. Картина предлагает зрителю понаблюдать за его постоянными посетителями. Пожилой человек слева – художник Джорджо де Кирико, хороший друг Гуттузо. Рядом с ним — великая итальянская актриса Анна Маньяни. Лицом к нам на заднем плане – Уильям Фредерик Коди, известный как Буффало Билл, и легендарный индейский вождь Сидящий Бык. Представление Буффало Билла «Дикий Запад», в котором участвовали этнические индейцы, объездило всю Америку и Европу и имело громадный успех. Человек в чёрных очках на переднем плане – Гийом Аполлинер. Рядом с ним – Андре Жид, значимая фигура французской литературы периода модернизма, лауреат Нобелевской премии. Его автобиографические романы обязаны своей скандальной славой отчасти таланту и откровениям о сексуальных и психологических мучениях автора. Центральные персонажи картины – вездесущие японские туристы с фотоаппаратами наперевес. 8. «Друзья в мастерской» (1935) Как и во всех работах Гуттузо, здесь превалируют яркие краски, цветовые массы, важная деталь – решётка кровати: она служит своеобразной границей, по ту сторону которой всё происходящее приобретает необъяснимый психологизм. Подобного воздействия на зрителя Гуттузо добивается чисто художественными средствами: не нужно разбираться в судьбах героев, чтобы ощутить драматизм, идущий от картины. Он исходит от тёмных тонов, скрюченных фигур, крупных мазков.
9. «Автопортрет» (1936) В 40-е годы как оппозиционнист Гуттузо подвергается преследованиям со стороны фашистских властей. Он вынужден скрываться, участвовать в партизанском движении. За годы в бегах он разрабатывает стиль, близкий к реализму: предметы и фигуры становятся объёмней, линии чётче, картины становятся всё более политизированными. Даже его автопортрет не избежал этой участи: черты минималистичны, упрощены, строги.
10. «Ван Гог в борделе» (1978) Картина выполнена в стиле позднего Гуттузо: реализм, чёткость, яркость, композиция. Хотя на полотне отсутствует перспектива, мы ясно видим, что на переднем плане находится Ван Гог с уже отрезанным ухом и стопкой денег в газете, а на заднем фоне собственно сам публичный дом. Не совсем ясно, почему в бордель художник отправил именно Ван Гога, скорее всего, это был очередной полёт его фантазии.
Ирина Захарова
|
Рекомендуем |