Партнеры Живи добром

10 жизней Ренато Гуттузо

 

Ренато Гуттузо, итальянский художник, неокубист, неореалист, родился 2 января 1912 года на Сицилии. Он начал рисовать рано, параллельно обучаясь в колледже, в начале 20-х годов. Относительная известность пришла к нему в 1931 году: его работы, отправленные на четвертую римскую Куадриеннале, заметили критики. 

Гуттозо переезжает в Рим и там сразу же понимает, что не хочет иметь ничего общего с течениями традиционного искусства, которые всё быстрее политизируются. Ренато Гуттузо рисует для оппозиционно-демократических изданий, борется с фашизмом, отстаивает стандартные человеческие права, передаёт трагизм реальности. Гуттузо обращается к художественному стилю Пикассо, к энергетике, которую несут его картины. Он играет с планами и композицией.

Ренато Гуттузо

Его творчество можно разделить на несколько этапов: 40-е - борьба с фашизмом, высокий замысел, 50-е - разгар композиционной мысли, детализация, 60-е – «человек в толпе», тема одиночества. Гуттузо был членом Академии Художеств СССР, несколько раз посещал Советы со своими. Под конец жизни он всё больше склоняется к реализму: его картины приобретают чёткость, детали.

Ренато всю жизнь посвятил отражению действительности, поиску правды и её изображению. Он прошёл творческий путь от футуриста до неореалиста, играя со светом и планами.

 

1. «Портрет Рокко с сыном» (1960)

Рокко – собирательный образ, это простой и понятный людям герой: южанин, приехавший на север Италии в поисках работы. Одинокий, чуждый окружающему его миру, он держит на руках спящего сына. Несложно заметить, что его лицо выражает усталость, он истощал, но ради сына продолжает работать. В 50-е для Гуттузо постоянно позирует юный итальянец Рокко Католано. В фигуре, лице портретируемого Гуттузо ищет нестабильный элемент, стремится передать напряжение. Линия у него никогда не бывает статичной. Именно Рокко стал прототипом рабочего, который так полюбился людям.

 

2. «Девушки Палермо» (1940)

Как раз в 40-е годы, после начала войны, Ренато увлекается творчеством Пикассо. На этой картине влияние кисти великого мастера очевидно: яркие цвета, угловатые линии, реализм, выраженный в стиле футуриста. Однако 40-е годы – период антифашистского и антивоенного творчества, поэтому эта картина вызывает недоумение критиков.

 

3. «Пляж» (1955-56)

Ренато Гуттузо

Картины 50-х годов отражают мастерство художника в области композиции. Построенная на принципе противопоставления динамики и статики, кажущаяся с первого взгляда непродуманной, композиция картины «Пляж» обладает целостностью и стройностью. Художник уделяет особое внимание линиям, организующим объём, подчиняющим цвет. Насыщенная светом солнца сцена купания звучит как гимн жизни: хотя на ней изображены как зажиточные, полные, бледные девушки, так и исхудавшие, тёмные от загара, рабочие мужчины, уставшие от этой самой жизни.

 

4. «Воскресение калабрийского рабочего в Риме (Рокко с патефоном)» (1960-61)

Это ещё одна картина, изображающая рабочего Рокко. В лучших традициях неореализма Ренато дает персонажу острую характеристику, подчёркивая одиночество Рокко в большом городе: пустые окна, серое небо, одинокий патефон. Резкие линии, крупные яркие мазки, вспыхивающие блики, контрасты передают драматичность и экспрессию образа.

 

5. «Буги Вуги в Риме» (1954)

Ренато Гуттузо

Изображая людей, художник отходит от обобщённых образов: его интересует социальный тип, чётко выраженный, конкретный, со всеми выделяющимися чертами. «Я думаю, что здесь моя задача была не в том, чтобы сделать карикатуру. Юноши и девушки, танцующие буги-вуги в Риме, –обыкновенные люди. Просто они очень много перенесли и иногда заблуждаются», – так говорил о картине сам Гуттузо. Интересно, что в таком весёлом и зажигательном танце, как буги-вуги, лица большинства танцующих не выражают радости, напротив, они грустят и скучают.

 

6. «Рынок Вуччерия» (1974)

Ренато Гуттузо проводил много времени за столом небольшого кафе в самом сердце рынка Вуччерия, где он искал вдохновение для этой картины. Полотно передаёт взаимодействие цветов и хаоса, в ней много планов, много пространства: разнообразие прилавков, люди практически создают атмосферу шума и беспорядка, её можно ощутить, можно почувстовавть аромат рыбы, сыра, услышать крики торговцев.

 

7. «Кафе Греко в Риме»

Ренато Гуттузо

Кафе Греко – старейшее кафе в Риме, оно было построено в 1760 году. Картина предлагает зрителю понаблюдать за его постоянными посетителями. Пожилой человек слева – художник Джорджо де Кирико, хороший друг Гуттузо. Рядом с ним — великая итальянская актриса Анна Маньяни. Лицом к нам на заднем плане – Уильям Фредерик Коди, известный как Буффало Билл, и легендарный индейский вождь Сидящий Бык. Представление Буффало Билла «Дикий Запад», в котором участвовали этнические индейцы, объездило всю Америку и Европу и имело громадный успех. Человек в чёрных очках на переднем плане – Гийом Аполлинер. Рядом с ним – Андре Жид, значимая фигура французской литературы периода модернизма, лауреат Нобелевской премии. Его автобиографические романы обязаны своей скандальной славой отчасти таланту и откровениям о сексуальных и психологических мучениях автора. Центральные персонажи картины – вездесущие японские туристы с фотоаппаратами наперевес.

8. «Друзья в мастерской» (1935)

Как и во всех работах Гуттузо, здесь превалируют яркие краски, цветовые массы, важная деталь – решётка кровати: она служит своеобразной границей, по ту сторону которой всё происходящее приобретает необъяснимый психологизм. Подобного воздействия на зрителя Гуттузо добивается чисто художественными средствами: не нужно разбираться в судьбах героев, чтобы ощутить драматизм, идущий от картины. Он исходит от тёмных тонов, скрюченных фигур, крупных мазков.

 

9. «Автопортрет» (1936)

В 40-е годы как оппозиционнист Гуттузо подвергается преследованиям со стороны фашистских властей. Он вынужден скрываться, участвовать в партизанском движении. За годы в бегах он разрабатывает стиль, близкий к реализму: предметы и фигуры становятся объёмней, линии чётче, картины становятся всё более политизированными. Даже его автопортрет не избежал этой участи: черты минималистичны, упрощены, строги.

 

10. «Ван Гог в борделе» (1978)

Ренато Гуттузо.jpg

Картина выполнена в стиле позднего Гуттузо: реализм, чёткость, яркость, композиция. Хотя на полотне отсутствует перспектива, мы ясно видим, что на переднем плане находится Ван Гог с уже отрезанным ухом и стопкой денег в газете, а на заднем фоне собственно сам публичный дом. Не совсем ясно, почему в бордель художник отправил именно Ван Гога, скорее всего, это был очередной полёт его фантазии.

 

 

Ирина Захарова

 

 


 

Рекомендуем

Фильм недели. «Иррациональный человек»
Кино. Blick’15. Изабелла Штевер «Гизела»
Жуткая идиллия («Солнцестояние» реж. Ари Астер)
Старый город в новом свете
Вперед за имперской "Звездой" ("Изгой-один: Звёздные войны. Истории" реж. Гарет Эдвардс)
Февраль в ГПИБ
Апостол цвета — Леон Бакст
Венеция - синоним вдохновения
Некрепкие нервы «Крепкого орешка»
«Мой труд переживёт меня»: жизнь и мнения скрипичного мастера Никиты Жевлакова