Партнеры Живи добром

50 оттенков Ван Гога


Винсент Ван Гог – грандиозная и удивительная фигура в мире изобразительного искусства – не был понят современникамизаработав репутацию сумасшедшего художникано получил мировое признание уже после смертиСегодня творческое наследие Ван Гогабез преувеличенияявляется великим сокровищем мировой живописи.

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года на Юге Нидерландов в семье протестантского пастораВсегда задумчивый и серьезный Винсент был своенравным ребенком со странным характеромпочти не играл с другими детьми. «Моё детство было мрачнымхолодным и пустым…», – вспоминал Ван Гог.

Ван Гог. Автопортрет 1887

В колледже Виллема IIВинсенту легко даются иностранные языки и рисованиеОднаков 16 лет он бросает обучение и возвращается в родительский домДаже не помышляя о живописион устраивается в крупную художественно-торговую фирмугде достигает определенных успехов в дилерском делеЕго работа предполагала почти ежедневный контакт с произведениями искусства – посещение музеев и крупных выставокВан Гог смотрел на картины Франсуа МиллеЖюля Бретона и не знал ещечто достигнет больших успехов на их поприщеПроработав около 7 летВинсент теряет интерес к работе – буржуазное обществополное лицемерия и циничностибыло ему ненавистно: «У искусства нет худших враговчем торговцы картинами». 

В надежде пойти по стопам отца – Ван Гог обращается к Библии и с 1876 по 1878 годыон в разное время работал школьным учителембыл помощником пастора и продавцом книгпрошел курсы проповеди и наконецразочаровавшись в обучении – уехал на работу миссионером в бедный шахтерский район на юге БельгииПол года он помогал больнымчитал Писание неграмотнымпроповедовал и делал графические зарисовки шахтерской жизниОднако и на этом пути у Винсента не задалось – вскоре он был отстранен от должности проповедникачто стало для него серьезным психологическим ударом.

Ван Гог. «Угольная шахта в Боринаже», 1879

Ван Гог обращается к живописичтобы хоть как-то уйти от действительностиБрат Тео советует ему серьезно заняться искусством и помогает поступить в Брюссельскую Академию Изящных искусствНо через год он бросает учебурешивчто быть хорошим художником можно и не имея таланта – нужно только усердно работатьУдивительночто Ван Гог всерьез посвятил себя живописи только к 30 годамОн уезжает из тесныхдушных городов и перебирается поближе к природе в нидерландскую провинцию ДрентеВ этот период Ван Гог ощущает свой долг перед миром за прожитые на Земле годыи картины – это точем он готов отплатить

В раннем творчестве Ван Гога чувствуется влияние стихов Элиота и рассказов Диккенса – на картинах в преобладающей темной гамме – мрачные деревенские пейзажисцены тяжелой крестьянской жизниВ середине 80-х годовВан Гог пишет целую серию этюдов – «Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (18841885), «Крестьянка» (1885), «Едоки картофеля» (1885), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), «Крестьянин и крестьянкасажающие картофель» (1885) – это были первые «серьезные» картины Ван ГогаИнтересночто человеческие фигуры во многих картинах уподоблены природеа природа напротив – напоминает человека. «Когда рисуешь деревотрактуй его как фигуру» –так Ван Гог сформировал собственное представление о пейзаже

Осенью 1885 годаВан Гог вынужден покинуть полюбившийся ему Дренте из-за конфликта с местным пасторомОн уезжает сначала в Антверпена потом в 1886 году – в Парижк брату Тео.


Винсент Ван Гог. Едоки картофеля, 1885

Переезд пошел Винсенту на пользу – он знакомится с известными художниками Парижапосещает выставки импрессионистомПарижский период жизни Ван Гога стал одним из самых плодотворных в его творчестве – он написал около двухсот тридцати полотенЗдесь Ван Гог создает несколько городских пейзажей– легкихярких и воздушныхпо сравнению с ранними - деревенскимиЗнакомства с Полем ГогеномЭдгаром ДегаКамилем Писсарро и другими открыли новые горизонты для Ван ГогаЕго палитра заметно обогатиласьстала яркой и сочнойпроявляется его знаменитый «сферический» мазокОднако Ван Гог по-прежнему не принят общественностью – вероятнобросалось в глаза отсутствие полноценного художественного образованияТогда Ван Гог снова берется за самообучениеизучает теорию цвета Эжена Делакруафактурную живопись Адольфа МонтичеллиВо многом благодаря знакомству с японской цветной гравюрой – основным художественным средством Ван Гога становится цвет.

Ван Гог. «Вид Парижа из комнаты Винсента на улице Лепик» (1887) 

Картины Ван Гога по-прежнему не покупалисьВ 1888 году Винсент решает переехать на юг Франции в Арлькоторый напоминал ему Японию – японские гравюры были теперь не нужныЗдесь окончательно формируются творческие принципы и живописная манера Ван Гога: «Вместо тогочтобы пытаться точно изобразить точто находится перед глазамия использую цвет более произвольнотакчтобы наиболее полно выразить себя». 

Картины этого периода очень разнообразны и выполнены как будто в едином порыве к гармонии и свету («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «ЖатваДолина Ла-Кро» (1888). «Красные виноградники в Арле» (1888) – картинанаполненная динамизмом и одухотворенностьюСферическая перспектива и техника мазка создают ощущение бесконечности и круговорота человеческой жизниВ ноябре 1888 года он писал своему брату Тео: «Ахпочему тебя не было с нами в воскресеньеМы видели совершенно красный виноградник — красныйкак красное виноИздали он казался жёлтымнад нимзеленое небовокруг — фиолетовая после дождя землякое-где на ней — жёлтые отблески заката». В этот период он работал вместе с ГогеномНе прошло и месяцакак Ван Гог пишет эту картинуполную одухотворенной жизни и цветасоздается ощущениечто ты чувствуешь аромат виноградной плантации и запах земли после дождя

Ван Гог. «Красные виноградники в Арле», 1888

В картине «Сеятель» (1888чувствуется влияние Гогена – Ван Гог очень любил этот сюжет и неоднократно к нему возвращалсяСуществует несколько вариантов «Сеятеля» и каждый из них не похож на предыдущегоЭтот образ многое значил для Ван Гогасеятель – символ жизнибесконечный цикл рождения новоготоржество мира и счастья

Заходящее солнце создает нимб над головой крестьянинавозводя этот образ в культ святостиВпервые он обращается к этому образу еще в 1880 годукогда делает копию «Сеятеля» Франсуа Милле.

Ван Гог. «Сеятель» (1888)

В октябре 1888 года к Ван Гогу приехал Гогенчтобы обсудить идею создания южной мастерской живописиДрузья повздорили и Гогенискавший покоя для работырешил уехатьНочьюпосле очередной ссорыВан Гог в порыве гнева набросился на гостя с лезвиемГоген чудом остался целЭтой же ночьюВан Гог отрезает себе мочку ухавероятно в порыве раскаяния или сумасшествия

На следующий день его отвезли в психиатрическую лечебницугде приступ повторилсяВрачи диагностировали биполярное расстройство психикиВ это время им написан знаменитый автопортрет с повязкойСпустя пять месяцевпроведенных в больницеВан Гог добровольно ложится в клинику для душевнобольных Сен-Реми-де-Прованснедалеко от АрляТам ему разрешили вернуться к живописи и за годпроведенный в поселенииВан Гог создает около ста пятидесяти картин

Для работ этого периода были характерны напряженность и динамизмкоторые создавали эффект головокружения («Звёздная ночь» (1889), «Пейзаж с оливами» (1889), «Пшеничное поле с кипарисами» (1889)). Моменты творческого подъема чередовались с душевными переживаниямиОднако в клинике Ван Гог ощущал себя комфортнои не чувствовал себя белой вороной среди пациентов.

Ван Гог. «Звёздная ночь», (1889) 

В этот период Ван Гог обращается к символу смерти и создает образ жнеца («Жнец», 1889). Жнец – противоположность «Сеятеля» – срезает колосья жизниобразуя безжизненные стога

Весной 1890 годаВан Гог переезжает в местечко Овер-сюр-Уазпод Парижемгде впервые за два года видится с братом. Единственным человекомкоторый понимал Винсента и оказывал ему всяческую поддержкубыл ТеоМежду ними всегда были теплые и искренние отношения

Когда Винсенту было 18а Тео 15 – они начали перепискукоторая продолжалась почти всю жизнь. «Письма Винсента Ван Гога к его брату Тео» – изданная перепискав которой отражены все оттенки трагической жизни художника

В июле 1890 годаВан Гог пишет свое последнее полотно «Пшеничное поле с воронами», а через неделю произошла трагедияВинсент вышел на прогулку для рисования и выстрелил в себя из револьверакоторый он брал с собой для отпугивания птицПуля попала в грудь и через 29 часов после выстрела Винсент скончался от потери кровиПо словам Теопоследними словами художника были: «Печаль будет длиться вечно»Винсент Ван Гог умер в возрасте 37 лет и был похоронен в Овер-сюр-Уаз 30 июля.

Ван Гог. «Пшеничное поле с воронами» (1890)

Винсент Ван Гог – человек тяжелой судьбы – считалчто делает что-то действительно важное для всего мираЕго взгляд на вещина человека – поражает своей грандиозностьюА стиль художникаего манера наносить множество мазков по сферической перспективе – кажется отражали все разнообразие поворотов судьбыКаждая картина Ван Гога –откровение художниказавязанное на остром мироощущенииХолодные краски пронзают нас до глубины душиа теплые заставляют трепетать сердце

Уже в середине ХХ века Ван Гог стал одним из величайших и узнаваемых художников мираЕго творческие принципы оказали огромное влияние на становление многих поколений художников во всем мире.


Георгий Колычев


 

Рекомендуем

Rolls-Royce. Столетний дух восторга
Марина Влади. Сюжет для большого романа
Фестиваль "Звёзды на Байкале". 2-й день
«Кижская регата» и другие приключения
Возрождение "Умирающего лебедя"
Ирина Асмус. Клоунесса со сладким именем
Михаил Нестеров – русский художник-живописец
Николай Васильевич и духи ("Гоголь. Начало" реж. Егор Баранов)
«Соседская девчонка» на экране голубом
Выставка «Искусство силуэта «Театр теней» К. Севастьянова»