Партнеры Живи добром

Мэгги Смит: "Я точно не оптимистка"


28 декабря даме Мэгги Смит исполнилось 84 года. Она играет уже почти 70 лет, работала с Лоуренсом Оливье и Ингмаром Бергманом, для неё пишут пьесы и роли. Для одних она – Минерва МакГонагалл и колкая графиня Грэнтем, для других – леди в фургоне и Констанс Трентэм. Но все сходятся на одном: Мэгги Смит – одна из самых талантливых актрис в мире.

Она играла самых разных героинь – высокомерных, амбициозных, уязвимых, одиноких, трогательных, язвительных... И почти каждая роль Смит отмечается номинациями на премии и наградами. Да, одно перечисление полученных премий заняло бы целую страницу. Впервые её номинировали (на премию BAFTA) в 1958 году за роль в детективе «Некуда идти», через четыре года после начала карьеры. Впереди её ждало более 50 наград.

Мэгги так часто доводилось играть аристократок, что многие уверены – Смит и сама знатных кровей. Однако она происходит из «нижнего среднего класса»: ее отец был патологом, который работал в Оксфордском университете, а мать – секретаршей.


Мэгги Смит, 1956 г.


В Оксфорд семья переехала, когда Мэгги было четыре года. Здесь она ходила в среднюю школу для девочек, в которой ей совершенно не нравилось. В 16 лет по совету учителя («Не знаю, что он во мне увидел.Вероятно, я просто была странной»)она стала играть Оксфордском драматическом театре. В 1952 году началась её театральная карьера. Началась, как и у многих британских актёров, с Шекспира – ей досталась роль Виолы в «Двенадцатой ночи».

Мэгги сразу заметили критики, однако мать сомневалась, что она добьётся успеха – «с таким-то лицом». Она вообще долгие годы считала, что дочери стоило стать секретаршей. Переубедить мать удалось лишь в 1969 году, когда Смит получила "Оскар" и премию BAFTA за главную роль в фильме «Расцвет мисс Джин Броди».

Много лет спустя Мэгги призналась, что, если бы она начала карьеру сейчас, то у неё бы вряд ли получилось. «Девушки теперь начинают ещё раньше, чем я. Думаю, это очень, очень, очень сложно. – Затем она добавила: – Современные молодые актрисы такие смелые. Они, кажется, раздеваются каждую секунду. Не представляю, как они с этим справляются».

Мэгги никогда ничего не планировала (и не планирует до сих пор) и считала, что всю жизнь посвятит исключительно театру. Однако уже через четыре года после дебюта на сцене Смит появилась на большом экране в фильме «Ребёнок в доме».В том же году она дебютировала на Бродвее, где с июня по октябрь играла разные роли в ревю «Новые лица 56-го года».


"Расцвет мисс Джин Броуди" (1968)


На самом деле, Смит до сих пор предпочитает театр и находит съёмки в фильмах «весьма холодными». С самого детства, прочитав серию книг «Шелест занавеса», Мэгги мечтала именно о сцене и злилась, когда в школе ставили спектакль, а её не приглашали, потому что считали слишком простой. Театр она называет своим домом, укрытием. «Мне нравится эфемерность театра, – рассказывала она, – каждый спектакль – словно призрак: вот он есть, и вот он исчез».

Театр позволил Мэгги расширить границы жизни и лучше узнать саму себя. Игра в театре буквально стала её жизнью. «Этот мир гораздо лучше, – считает она. – Я никогда не робею на сцене. Иллюзией является реальный мир».

В 1963 году она вошла в труппу Королевского Национального театра, который только-только основал Лоуренс Оливье.Здесь она сыграла с ним Дездемону – эту постановку в 1965 году перенесли на экран, и Мэгги впервые номинировали на "Оскар" и "Золотой Глобус".

С Оливье она играла и потом, однако отношения между двумя актёрами нельзя было назвать тёплыми: великого Лоуренса не устраивала игра молодой Мэгги.

Однажды Оливье заявил, что Смит произносит свои реплики до невозможного медленно. Во время следующего спектакля актриса отбарабанила все фразы так быстро, как только могла. А когда в другой раз Лоуренс по-настоящему ударил Мэгги во время спектакля, она чуть не потеряла сознание. Но после спектакля язвительно заметила, что это был единственный раз, когда она увидела звёзды в Национальном Театре.

Но роль в «Отелло» была скорее исключением. Мэгги начинала свою карьеру во время расцвета сатиры и юмористических ревю в Британии, когда о трагедиях почти забыли. Она мечтала стать серьёзной актрисой, «но, конечно, этого не вышло» – режиссёры увидели её комический талант, заметили способность одним выражением лица или интонацией рассмешить зрителей. И в шестидесятых она начала всё чаще играть в комедиях – «Много шума из ничего», «Иди всё к чёрту», «Горшок мёда»... Как драматическая актриса она в полной мере раскрылась в семидесятых и восьмидесятых, как на экране, так и на сцене.


Мэгги Смит и Лоуренс Оливье в фильме "Отелло" (1965)


В 1967 году Мэгги вышла за актёра Роберта Стивенса. Они не раз играли вместе: она была Машей, он – Вершининым, она – Беатриче, он – Бенедиктом. Стивенс был харизматичен и неотразим, а Смит тогда еще не знала о его любви к алкоголю. Незадолго до свадьбы она родила первого сына, Кристофера, а в 1969 году родился Тоби. Оба пошли по стопам родителей и стали актёрами, хоть и с разными фамилиями: старший известен как Крис Ларкин, а младший – как Тоби Стивенс.

Мэгги не сразу привыкла к роли матери и поначалу считала, что это не для неё, но дети её всегда очаровывали – когда они перестают быть «плачущими репами». Однако долго сидеть дома она не могла и вскоре вернулась к работе – через пять недель после рождения Тоби. «Думаю, дети сильнее меня полюбили, потому что я работаю, – призналась Смит. – Иначе я была бы невыносима». Она не сомневается, что действовала на нервы всей семье, пока сидела дома и могла беспокоиться разве что о ценах на сыр.

Уже в 1970 году она стала командором ордена Британской империи. В том же году она сыграла Гедду Габлер в одноимённой пьесе, которую поставил Ингмар Бергман. Эту роль она считает своей любимой.

В апреле 1975 года Мэгги развелась с мужем, устав от его пьянства и измен. Вскоре она вышла за «чудесного человека» – драматурга Беверли Кросса. Они познакомились, когда Смит ещё играла Виолу в Оксфорде, и уже тогда Кросс предложил пожениться. Но, так как он уже был женат, Мэгги согласилась подождать. Ожидание это в итоге растянулось на двадцать лет.

Вместе с Кроссом Смит, покинув Национальный театр, уехала в Канаду и отыграла несколько сезонов в Шекспировском фестивале в Стратфорде (Онтарио). Среди ролей в этот период – королева Елизавета в «Ричарде III», Клеопатра и Леди Макбет, но, по словам Мэгги, Шекспир всё равно не для неё.

1990 год ознаменовался новым званием – Мэгги стала дамой-командором ордена Британской империи. Примерно в это же время, считает она, за ней закрепилось амплуа старушки – в 1991 году вышел фильм «Капитан Крюк» Спилберга, где Смит сыграла состарившуюся Венди. «Стивен Спилберг спросил моего друга-костюмера: “Сколько Мэгги Смит лет?”. Мой друг тут же ответил: “92”. С тех пор мне всегда 92 года”» – пошутила она.


"Крюк" (1991)


Череду новых ролей, наград и званий за вклад в культуру омрачила трагедия – 20 марта 1998 года умер Беверли Кросс. Мэгги так и не смогла полностью оправиться. «Жизнь кажется слегка бессмысленной, когда не с кем её разделить, – призналась она. – Говорят, горе проходит, но это не так». Возможно, в этом кроется её секрет неутомимой работы – Смит рассказывала, что особенно одинокой она чувствует себя, когда не на что отвлечься.

И неудивительно, что, когда Смит в 1999 году сыграла в новой пьесе Алана Беннетта «Леди в фургоне», её мисс Шеперд получилась такой пронзительной и трагикомичной. Эксцентричную старушку, которая несколько лет прожила во дворе драматурга, Мэгги сыграла ещё дважды – на радио спустя десять лет и в фильме в 2015 году. Беннетт и Смит – старые друзья. Ещё в 1984 году Мэгги сыграла в его комедии «Частное торжество», а спустя три года – в его же сериале «Говорящие головы».


"Леди в фургоне" (2015)


И спектакль, и фильм «Леди в фургоне» режиссировал Николас Хайтнер. Он не видел никого другого в роли мисс Шеперд. «Мэгги подвластно всё, – считает режиссёр. – Её воображение, как и физическая энергия, поражают. Она постоянно стремится сыграть ещё лучше. Каждыйденьонаприходитнасъёмкисэнергиейилюбопытствоммолодой актрисы».

В новом тысячелетии Смит не потеряла популярность – наоборот, её ждала одна из самых известных ролей: профессор МакГонагалл в фильмах о Гарри Поттере.Профессор затмила другую роль, которую можно назвать прототипом графини Грэнтем – Констанс Трентэмиз исторической комедии «Госфорд Парк».

Сценарий к этому фильму написал Джулиан Феллоуз, создатель «Аббатства Даунтон». Ещё подростком он увидел Мэгги в «Отелло», и её Дездемона покорила его и буквально заставила прослезиться. Став сценаристом, он мечтал, чтобы хотя бы одну его героиню сыграла Смит. Вайолет Кроули он написал специально для неё, опираясь на графиню Трентэм (за эту роль, к слову, Мэгги получила шестую номинацию на "Оскар").

В 2003 году она стала одной из немногих актрис, получивших Тройную корону – "Оскар", "Эмми" и "Тони". А через одиннадцать лет Смит получила ещё одну редчайшую награду – Орден Кавалеров Чести. Помимо неё, этот орден вручали лишь двум актрисам – Сибил Торндайк и Джуди Денч.

К слову, с Денч Мэгги дружит более пятидесяти лет, они не раз играли вместе и в кино, и на сцене. Она в восторге от Джуди и считает её очень доброй. Смит не раз говорила, что хочет тоже стать «милой и добродушной», но ничего не выходит: «Уже слишком поздно меняться. Если бы я внезапно стала такой же доброй, люди бы только больше испугались. Но, может, стоит попробовать, – задумалась она однажды и представила, как бы это выглядело: – “Привет! Какая прелесть! Мы будем снимать весь день! И всю ночь! Отлично! Тут так мило и холодно!”».

А затем, в 2010 году, пришла самая знаменитая роль Смит – леди Вайолет Кроули, вдовствующая графиня Грэнтем, пожалуй, ярчайшая героиня «Аббатства Даунтон». Эта роль принесла актрисе три премии Эмми, премию Гильдии актёров и третий Золотой Глобус – и, конечно, множество новых поклонников по всему миру.


"Аббатство Даунтон" (2010 - 2015)


Сейчас «Аббатство Даунтон» уже невозможно представить без графини и её остроумных фраз, многие из которых стали крылатыми. Но Смит не очень рада такой славе – её внезапно стали узнавать и останавливать прохожие: «До “Аббатства” меня никто не знал!».

Ей особенно запомнился визит в парижскую галерею, где её неожиданно окружили американцы. «Я редко куда-нибудь хожу, но если хожу, то всегда с кем-нибудь. Одной очень сложно, потому что никуда не деться, – пожаловалась Мэгги. – Как крупные кинозвёзды живут? Что они делают? Видимо, они никуда не ходят».

Сама Смит никогда не хотела становиться знаменитостью, и жизнь суперзвёзд кажется ей адом. Для неё игра на сцене и в фильмах – это работа, которую она любит всей душой и без которой не может себя представить. Мэгги уверена: достичь вершин никогда не получится, а исполнение всегда оказывается лучше в мыслях, чем на деле. Остаётся лишь сыграть как можно лучше.

По этой причине она никогда не смотрит фильмы и сериалы со своим участием – разве что только отрывки, которые показывают на церемониях награждения. Мэгги уверена, что обязательно найдёт, к чему придраться, что можно было сыграть совсем иначе.

В перерывах между сезонами «Аббатства Даунтон», были роли в фильмах «Отель Мэриголд» про пенсионеров, отправившихся в Индию, «Квартет» про четырёх ветеранов оперной сцены и «Леди в фургоне» – приятная перемена после тяжёлых костюмов, париков и шляпок «Аббатства Даунтон». Когда Мэгги вернулась к роли мисс Шеперд, у неё уже обнаружили глаукому на одном глазу, а после съёмок её ждала операция по замене тазобедренного сустава. Увидев себя в фильме во время дополнительной озвучки, Смит ужаснулась: «Я подумала: Боже, чудо ещё, что ты жива».

Она в равной степени взыскательна и к себе, и к остальным – будь то режиссёр, сценарист или актёр. Смит не терпит дураков и не привыкла льстить, она чрезвычайно прямолинейна. Она не раз критиковала сценарии, которые в итоге становились лучше благодаря её замечаниям. Сцены, персонажи, диалоги – всё должно быть реалистично. Вот почему её героини, которые в руках других актрис могли бы превратиться в карикатуры, всегда получаются настоящими и живыми.


"Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 2" (2011)


Несмотря на такой скептицизм, коллеги неизменно отзываются о Смит с теплотой и вспоминают её доброту и чувство юмора. Она любит смех и старается найти весёлую сторону во всём, «потому что многое в мире печально». Но, несмотря на любовь к комедии, она уверенно заявляет: «Я точно не оптимистка».

Для многих актёров Смит стала этакой доброй бабушкой, покупающей шоколад и смешащей окружающих. Но при этом они признают: да, работать с ней бывает сложно. Сама Мэгги объясняет это неожиданно – она до сих пор боится сцены и камеры: «С возрастом понимаешь, как трудно играть. Вмолодостииспытываешьвосторгиужас. Сейчас – только ужас».

Но требовательность, пессимизм и чувство юмора Мэгги Смит – часть её обаяния, которое она дарит своим героиням. Большая роль или маленькая, все они получаются не только реалистичными, но и яркими. За это, за её потрясающий талант Смит боготворят и одаривают наградами, почётными степенями и званиями – и называют настоящей иконой британского театра и кино.

Сама Мэгги о своём наследии и славе задумывается мало. «Если живёшь на свете достаточно долго, ты уже икона, – считает она. – Весьма пыльная икона... Или национальное достояние». Она уверена, что рано или поздно люди забудут и о ней, но верится в это с трудом.

 

Мария Баратели



 

Рекомендуем

Церковь Воскресения Христова: реставрация завершена
Два шиллинга и гитара, или как произошла первая встреча Джона Леннона и Пола Маккартни
Почему оживают литературные персонажи. Иллюзия независимого агентства
Певица Sade: 10 интересных фактов
Симфоническая свобода, открывающая "нечеловеческие" пространства. Концерт к 100-летней годовщине Октябрьской революции
О’Генри «Дары волхвов»
Сергей Довлатов «Рассказчик за тысячи миль»
В гостях у графа. П.П.Шереметев: " Моя семья всегда развивала и ценила культуру"
Трансцендентализм Ральфа Эмерсона
Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского