«“Мир искусства” поднял знамя для новых завоеваний искусства»
Более века назад 9 марта 1906 года в Санкт-Петербурге состоялась прощальная выставка петербургского объединения «Мир искусства». Именно с этого значимого культурного события берут свое начало знаменитые «Русские сезоны» Сергея Дягилева, который, кстати, совместно с художником Александром Бенуа, стал инициатором создания этого объединения и был куратором этой и предыдущих выставок союза.
В сообщество «Мир искусства» входили художники А. Бенуа, К. Сомов, Н. Рерих, Е. Лансере, Л. Бакст, близки его идеям были И. Грабарь, М. Врубель, Б. Кустодиев, В. Серов, К. Юон и другие. Мирискусники хотели уйти от сложившихся художественных устоев и классических канонов, они стремились привнести в искусство что-то оригинальное, что отличало бы их от всех. Они работали в рамках модерна и символизма, хотя и романтизм был им не чужд. Считая, что выражение личности любого художника - это искусство, эстетическое начало для них было первоочередной задачей. Это прослеживается и в художественном оформлении их журнала, в котором печатались писатели-символисты их движения (Д. Мережковский и его супруга З. Гиппиус, Н. Минский, В. Розанов, Вл. Соловьев, А. Белый, К. Бальмонт, В. Брюсов и др.). Журнал «Мир искусства» являл собой новый тип периодического издания, в котором оформление стало целым произведением искусства. Там же были поставлены первоочередные задачи для мирискусников.
Итак, поговорим о самой выставке. Она состоялась в их обители – в городе Санкт-Петербурге, а именно на Малой Конюшенной улице в Екатерининском зале дома №3. Участниками этого высокохудожественного события, мимо которого тогда не прошел ни один человек хоть мало-мальски интересующийся искусством, стали уже тогда признанные художники – М. Врубель, Н. Сапунов, В. Борисов-Мусатов, П. Кузнецов. Посчастливилось оставить свой след на этой выставке и новичкам – М. Ларионову, Н. Феофилактову, А. Явленскому и М. Сарьяну. Что примечательно, это событие под эгидой «Мира искусства» состоялось уже после ее роспуска, хотя, что называется – на бумагах, просуществовала до 1924 года. А распалась она в 1904 году из-за постоянных конфликтов ее участников на почве утраты идейного единства, в это же время перестает издаваться журнал «Мир искусства». Для С. Дягилева выставка 1906 года стала последней перед его эмиграцией в Париж. Через несколько месяцев в Париже он устраивает масштабную выставку, на которой были представлены лучшие образцы русской живописи – от старинных икон и до последней выставки «Мира искусства», которая с таким же фурором была встречена в Венеции и Берлине.
Последняя выставка, равно как и все движение «Мира искусства», оказала огромное влияние на художников, писателей, философов Серебряного века, начало которого принято отсчитывать с года возникновения объединения (1898 г.). Создание «Мира искусства», вобравшего в себя талантливейших людей своего времени, можно назвать точкой отсчета последующих ярких движений и течений в русской культуре.
Анна Малинина
|
Рекомендуем |