Партнеры Живи добром

Мэри Пикфорд: «Шоу должно продолжаться»


Закончив читать монолог, Глэдис Луиза Смит стояла одна на сцене перед пустым залом, в ложе которого сидели люди, в чьих руках находилась ее судьба. Только что состоялось ее прослушивание у самого известного режиссера Бродвея Дэвида Беласко, встречи с которым она так усиленно добивалась. Именитый режиссер вежливо выслушал пятнадцатилетнюю Глэдис и поднялся на сцену. «Итак, ты хочешь стать актрисой, девочка?». Глэдис не растерялась, жизнь ее зависела от этой встречи, и она нашла замечательный ответ: «Нет, сэр, — сказала она. — Я уже была актрисой. Теперь я хочу стать хорошей актрисой».


Водопад золотистых кудряшек, фарфоровое личико, розовые губки сердечком, наивный взгляд сверкающих глаз в сочетании с талантом и напористостью покорили Беласко. 3 декабря 1907 года во второстепенной роли она дебютирует на Бродвее в пьесе Уильяма Де Милля «Уоррены из Вирджинии» под псевдонимом Мэри Пикфорд, с которым актриса и войдет в историю немого кинематографа. 


Мэри Пикфорд


В те годы кинематограф только зарождался, фильмы считались низким второстепенным видом искусства, а к самим к актерам относились неуважительно, считая съемки в кино неприличным занятием и уделом неудачников. Тем не менее в поисках новой работы и хорошего заработка Мэри, прислушиваясь к совету матери, имевшей значительное влияние на актрису, отправляется на съемочную площадку студии «Biograph» к самому известному тогда кинорежиссеру Дэвиду Гриффиту. Мэри попадает в мир Великого Немого, и уже на следующий день после удачных проб снимается в своей первой картине «Ее первые бисквиты». За первый год своей карьеры в кино Мэри снимается более чем в 50 короткометражных лентах, ее игра разительно отличается от принятой в то время искусственной напыщенной манеры. Перед камерой Мэри ведет себя естественно и по-детски искренне, глубоко проникая в суть характеров своих героев, и уже с первых фильмов становится ясно, Мэри Пикфорд – величайшее явление, феномен на сцене зарождающегося искусства кинематографа.


Пресса пишет о ней, как о «солнечном луче, проникшим в темную комнату», критики сравнивают ее с музами Боттичелли, называют «первым ребенком мира» и «Девушкой Весны», а зрители по всему миру обожают и боготворят Мэри. 


«К декабрю 1912 года, — говорит Дэвид Беласко, — Мэри Пикфорд стала знаменитостью и прославилась на всю Америку как «Королева кино»… Как только я прочитал рукопись «Добрый маленький чертенок», я подумал, что Пикфорд идеально подойдет на роль маленькой слепой девочки Джульетты. Я послал за ней, и в тот же день она пришла в театр».


Мэри триумфально возвращается в театр, пьеса имеет шумный успех, и компания «Famous Players», покупает спектакль со всеми его исполнителями и предлагает Мэри выгодный контракт. Сотрудничество с кинокомпанией складывается невероятно успешно,  Пикфорд получает лучшие роли, которые часто пишутся с целью наилучшим образом раскрыть амплуа «Девушки Весны». Следом за славой взлетают и гонорары звезды немого кинематографа.


Мэри Пикфорд


В 1914 году выходит 7 полнометражных фильмов, где Пикфорд играет главные роли, в том числе картина «Тэсс из Страны бурь», которая принесла ей поистине фантастический успех. Отныне Пикфорд называют «Возлюбленной Америки». В этом фильме окончательно сформировывается образ ее положительной героини: она добра, мила и наивна, словно ангел с измазанным личиком, ее актерское амплуа - девочки-сорванцы бедного происхождения и обездоленные сироты, незаслуженно обиженные жизнью, вызывающие сострадание и симпатию зрителей.


Мировая слава Мэри Пикфорд оглушительна, гастроли актрисы имеют колоссальный успех. Пароход, на котором Пикфорд прибывает в Англию в 1923 г., встречают тысячи аэропланов и толпы поклонников. В день ее приезда в стране отменяются школьные занятия и спортивные мероприятия. С восторгом в 1926 году актрису встречают в Советском Союзе, где ее ласково называют «Маруся», а популярность звезды становится основой сюжета картины «Поцелуй Мэри Пикфорд».


Однако вне съемочной площадки в отличие от своих наивных и беспомощных экранных героинь, Мэри отличается исключительными деловыми качествами, умно распоряжаясь полученными гонорарами. В 1916 году она основала собственную киностудию «Mary Pickford Company», а в 1919 году Пикфорд совместно с Чарли Чаплином, Д. У. Гриффитом и своим будущем мужем Дугласом Фэрбенксом, становится учредителем кинокомпании «United Artists», занимающейся прокатом фильмов.


Получив развод после неудачного брака с Оуэном Муром, 28 марта 1920 года Пикфорд выходит замуж за Дугласа Фэрбенкса, американского актера, ставшего вскоре столь же знаменитым в кино, как и Мэри. Звездная пара много путешествует и всюду благодарные зрители встречают актеров как с неподдельным обожанием и энтузиазмом.


Но к концу 20-х годов образ девушки-ангела выходит из моды, в 1923–1924 гг. актриса играет «взрослые» роли в фильмах «Розита» и «Дороти Вернон из Хэддон Холла», но былого успеха картины не имеют. В 36 лет Мэри Пикфорд снимается в своем первом звуковом фильме «Кокетка» (1929 г.), за которую получает свой первый «Оскар», но прежняя слава уже не возвращается.


Мэри Пикфорд


Вслед за кинематографической карьерой рушится семейная жизнь актрисы: она расстается с Фэрбенксом. Тем не менее она продолжает оставаться одной из самых влиятельных фигур в Голливуде: активно занимается продюсерской деятельностью, входит в состав учредителей Американской академии киноискусств, принимает участие в основании Объединения независимых кинопродюсеров, становится председателем женского отделения Национального фонда борьбы с полиомиелитом, создает благотворительный Фонд помощи престарелым работникам кино, пишет мемуары. Мэри вновь выходит замуж за актера и джазового музыканта Ч.Э. Роджерса, вместе они усыновляют мальчика Рональда Чарльза и девочку Роксанну и живут в гармонии более 40 лет до самой смерти актрисы.


В 1975 году актриса удостаивается почетного «Оскара» за творческую работу и вклад в развитие кинематографа. За свою звездную карьеру Пикфорд снялась более чем в 200 фильмах и сыграла огромную роль в популяризации немого кино. Незадолго до своей смерти в 1979 году Мэри отправляет в Голливуд письмо со своим творческим завещанием, состоящим всего из 4 слов – «Show must go on» («Шоу должно продолжаться»), которые являлись девизом всей жизни Королевы Кино.



Ольга Баранова 



 

Рекомендуем

GRANT «Новое измерение 8G»
Короткий путь большого мастера – Фёдор Васильев
Параллели сквозь время «К 100-летию Давида Ашкенази»
Рина Зеленая. Маленькие роли большой актрисы
Всеволод Мейерхольд: последний парад революционера
Эдуард Лимонов: «Это я – Эдичка»
Уильям Моррис: эстетика и гармония жизни
Сергей Рахманинов. Музыка обращенная к сердцу
Питер Фальк: восхождение к Голливуду. Пример для подражания
Кино. Премьера. "Сила воли"