Партнеры Живи добром

Люк Бессон: ни дня без сюжета


Люк Бессон родился в Париже 18 марта 1959 года, но детство провел на средиземноморских курортах Италии, Греции и Югославии. Его родители были инструкторами по подводному плаванию. Семья Бессона вернулась во Францию в 1969 году, а вскоре мать и отец 10-летнего Люка развелись. В детстве Бессон увлекался подводной фотосъемкой, дайвингом и мечтал в будущем быть инструктором, как родители, а еще работать с дельфинами. В 17 лет Люк Бессон получил серьезную травму во время погружения, и врачи запретили ему заниматься любимым делом. Перед юношей встал вопрос выбора будущей профессии. По словам самого Бессона, он взял карандаш и бумагу и стал выписывать в левой части листа то, что он умеет делать, а в правой, то, что не умеет. Левый столбик, состоявший из двух пунктов – писательство и фотография, оказался гораздо короче правого.


Люк Бессон


Так появилась идея снимать кино. Знакомый ассистента режиссера на съемках фильма провел Бессону экскурсию по съемочной площадке. На другой день Люк Бессон бросил школу и решил посвятить свою жизнь кино. Юноша переезжает в Париж и берется за любую работу на киностудиях и дорастает до ассистента режиссера, снимает несколько короткометражек и рекламных роликов. В 19 лет Люк Бессон пытает счастье в Голливуде, но не добившись успеха за океаном, через три года возвращается в Париж. Дебютом в полнометражном кино для Бессона становится черно-белый постапокалиптический фильм «Последняя битва» (1983), основанный на его короткометражке «Предпоследний» (1981).


Люк Бессон выступил продюсером, сценаристом и режиссером этой картины. С этого же фильма начинается успешное и многолетнее сотрудничество режиссера с актером Жаном Рено и композитором Эриком Серра. В 1985 году выходит «Подземка» с Кристофером Ламбертом в главной роли. В этой картине уже четко прослеживается фирменный стиль Бессона – смесь напряженного, захватывающего действия и мелодраматизма. Фильм был хорошо принят европейским зрителем и получил несколько номинаций на премию «Сезар».


Люк Бессон

 

Мировой успех пришел к Бессону после картины «Никита» (1990). В центре сюжета женщина спецагент Никита в исполнении Анн Парийо, на тот момент супруга Люка Бессона. Сразу же после выхода фильм приобретает статус культового. Ошеломительный успех во всем мире порождает несколько ремейков и множество подражаний. Многие критики считают «Никиту» вершиной творчества Бессона. На доходы от фильмов «Голубая бездна» (1988) и суперприбыльной «Никиты» Люк Бессон, как дань уважения своей несбывшейся детской мечте, снимает документальный фильм «Атлантида» (1991), повествующий об обитателях океанов: китов и дельфинов.


На основе второстепенного персонажа Жана Рено из фильма «Никита» Люк Бессон за 30 дней пишет сценарий к картине «Леон»: о дружбе хладнокровного киллера с добрым сердцем Леона и девочки Матильды, оставшейся без родителей. Безупречный полюбившийся зрителям режиссерский стиль Бессона и великолепные актерские работы Жана Рено, Натали Портман и Гари Олдмана обеспечили фильму «Леон» мировое признание. 


В 1997 году выходит фантастический блокбастер «Пятый элемент» с Милой Йовович и Брюсом Уиллисом. Кстати, сюжет этого фильма Бессон придумал еще в юности. За «Пятый элемент» Люк Бессон получил премию «Сезар» за режиссуру.


Люк Бессон

 

После исторической драмы «Жанна д’Арк» (1999) Бессон оставил режиссуру на 6 лет. Он сконцентрировался на написании сценариев и продюсерской деятельности. Как продюсер, Люк Бессон ответственен за такие популярные франшизы, как «Перевозчик», «Такси», «Заложница», «13-й район». В общей сложности Бессон спродюсировал чуть больше сотни картин. Писать режиссер начал еще в детстве. В одном интервью он сказал, что сюжеты постоянно приходят ему в голову и ему ничего не остается делать, как записывать их. 


Страсть к писательству привела Люка Бессона к созданию серии детских книг «Артур и минипуты», которые он потом с успехом экранизировал. В режиссуру Люк Бессон вернулся в 2005 году с черно-белой фантастической мелодрамой «Ангел-А». 


Люк Бессон продолжает фиксировать свои многочисленные идеи и сюжеты на бумаге и пленке на радость всем почитателям его таланта и просто любителям хорошего кино по всему миру. 

 

  

Михаил Мосягин



 

Рекомендуем

RIFF 2017. Интервью с основателем кинофестиваля
XIX Международный фестиваль современного танца OPEN LOOK 2017
40-й ММКФ. Конкурс документального кино: "Генезис 2.0", "Мания"
«ОКО» в Музее Востока
Оттенки грязи ("Золотая перчатка" реж. Фатих Акин)
Марк Твен: писатель, демократ, атеист
Закрытие фестиваля "Crescendo"
Французам прощается всё ("Планетариум" реж. Ребекка Злотовски)
Георгий Менглет. Амплуа – «живая легенда театра»
Статуя Давида работы Микеланджело - грандиозное воплощение силы и свободы