Партнеры Живи добром

Александр Родченко. Даёшь арт в СССР!


Особенной чертой работ советского фотографа, графика и плакатиста Александра Родченко являются ясность замысла и воплощения, лаконизм образов, гармоничная игра контрастов и теней. Необычные решения, удачно пойманные кадры, колоритные пейзажи городской жизни – фотографии мастера несут в себе особую атмосферу и переносят зрителей на место событий. Со дня рождения Александра прошло более века, но его работы до сих пор вдохновляют и служат образцом для молодых поколений фотографов, дизайнеров и художника.

Александр Родченко

 

Александр Михайлович Родченко родился в Санкт-Петерубрге в семье театрального работника и прачки. Когда мальчику было три года, Михаил и Ольга Родченко переехали в Казань. Там Саша поступил в Казанское приходское начальное училище, а по его окончании серьезно стал заниматься рисованием. Отца не устраивало, что сын собирается пойти по его стопам и настоял на том, чтобы Саша занялся чем-то более «мужественным». Так, Родченко проработал несколько лет в стоматологической лаборатории. Однако, такой расклад уже не устраивал самого будущего фотографа. Поэтому он бросил медицину и 1911-1914 годы уже провёл в Казанской художественной школе имени Николая Ивановича Фешина. Там молодой человек не только приобрёл мастерство и развил свои способности, но и встретил свою первую любовь — Варвару Степанову. Через два года после выпуска из художественной школы молодая пара переехала в столицу.

Оказавшись в Москве, Родченко сразу начал приобретать известность в художественных кругах. Его работы появлялись на главных выставках русского авангарда, он стал постоянным участником архитектурных конкурсов. Кроме того, он занимал место секретаря в профсоюзе художников-живописцев «Молодая Федерация», где в его обязанности входили благоустройство и организация творческой жизни его коллег по цеху. Нередко ему предлагались крупные проекты по оформлению тех или иных пространств: совместно с Георгием Якуловым и Владимиром Татлиным он разрабатывал дизайн кафе «Питтореск», принадлежащего знаменитому булочнику Филиппову. Здание, в котором находился «Питтореск», нынче жителям и гостям столицы известно как Московский дом художника.

Александр Родченко

 

Чуть позже, в течение трёх лет, Александр Родченко отвечает в Народном комиссариате просвещения (Наркомпрос) за работу музеев, а потом он становится членом живописно-скульптурного ведомства, занимавшегося разработкой и созданием нового архитектурного образа столицы.

Параллельно с социальной деятельностью он активно преподаёт в Институте художественной культуры. Его основной целью во время обучения студентов было научить их разрабатывать не только многофункциональные и удобные конструкции, но и добавлять в них изюминку посредством оригинальных архитектурных решений.

Вместе с тем Родченко развивает и свое мастерство: он занялся абстрактно-геометрическим минимализмом, который внедрял во все свои работы, будь то графика или скульптура. Главным в своем творчестве Родченко всегда называл стремление к созданию новых форм, красок, игры светотеней, и при этом старался использовать минимальный набор инструментов для достижения эти целей. К примеру, он мог использовать очень ограниченную палитру, или вовсе оттенками одного цвета создавать некое абстрактное изображение, которое каждый зритель мог бы понимать по-своему.

В середине 1920-х Александр приходит к фотографии и уже никогда с ней не расстается. Несмотря на его необъятный вклад почти во все художественные отрасли искусства, наиболее известен в мире он как успешный фотограф. Кроме того, он был одним из родоначальников фотомонтажа. Этот приём он использовал при создании театральных вывесок и киноплакатов, книжных обложек, Ярким примером может быть его плакат к фильму «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. Родченко использует нежные цвета — розовый и салатовый, а также создаёт необычную композицию: два кадра из фильма показаны нам будто сквозь окуляры бинокля. Такое решение для плакатов было достаточно необычным в то время.

Большую популярность приобрели и его портретные снимки. Александр любил снимать Владимира Маяковского, Варвару Степанову, супругов Брик, известен портрет матери фотографа.

Главной особенностью фотографий Родченко был необычный угол съемки. Отличным примером стали его снимки, созданные в рамках репортерской работы. Александр снимал для журналов «Пионер», «Даёшь», «Огонёк», «Вечерняя Москва», «30 дней», «Радиослушатель». Так были созданы фотографии, посвящённые Москве, студенчеству и спорту. Кроме того, его тайно командировали снимать строительство Беломорканала.

Александр Родченко

Сохранилось не так много фотографий мастера, однако, всё, что смогло дойти до наших дней, представляет неописуемую ценность как память о временах почти вековой давности: о жизни нашей страны, о современниках фотографа, о людях, живших в СССР. В каждом кадре Родченко всегда чувствуется необыкновенная индивидуальность его героя, атмосферность и яркость красок, даже если сами кадры чёрно-белые.

За свою жизнь Александр Родченко создал тысячи фотографий, сотни картин, плакатов и графических изображений, неоднократно выступал театральным художником, его работы объехали весь земной шар и побывали на самых громких всемирных выставках.

Однако, его нестандартный взгляд на искусство не всегда нравился политической верхушке нашей страны. В 1951 году его на три года исключили из Союза художников. Хотя это нисколько не мешало ему продолжать заниматься любимым делом.

Жизнь художника можно отчасти назвать идеальной. Родители его поддерживали и помогли найти своё призвание. Он встретил «свою» женщину, с которой прошёл почти всю жизнь. Родченко много трудился, и его творчество было по достоинству оценено не только коллегами и соратниками, но и простыми зрителями. Открытия и разработки Родченко до сих пор используются в фотографии, графике, архитектуре и дизайне. И, наверняка ещё не один десяток лет эти работы будут любимы и узнаваемы людьми по всему свету.

 


Ирина Гюне




 

Рекомендуем

«Вовка — добрая душа!» или неожиданный Владимир Машков
Happy Birthday, Slowhand!
Фильм недели. "Невероятная жизнь Уолтера Митти"
Новый проект музея Востока
Возделывая свой сад. Вольтер
Выставка «Другая часть нового мира», как эмоциональное преломление
Тест Роршаха в поп-культуре
«Бесстрашная леди»
«Русский авангард: пионеры и "наследники по прямой"» в Дохе
ТРИДЦАТЬ ВТОРОЙ СЕЗОН MERCEDES-BENZ FASHION WEEK RUSSIA