Александр Родченко. Даёшь арт в СССР!
Особенной чертой работ советского фотографа, графика и плакатиста Александра Родченко являются ясность замысла и воплощения, лаконизм образов, гармоничная игра контрастов и теней. Необычные решения, удачно пойманные кадры, колоритные пейзажи городской жизни – фотографии мастера несут в себе особую атмосферу и переносят зрителей на место событий. Со дня рождения Александра прошло более века, но его работы до сих пор вдохновляют и служат образцом для молодых поколений фотографов, дизайнеров и художника.
Александр Михайлович Родченко родился в Санкт-Петерубрге в семье театрального работника и прачки. Когда мальчику было три года, Михаил и Ольга Родченко переехали в Казань. Там Саша поступил в Казанское приходское начальное училище, а по его окончании серьезно стал заниматься рисованием. Отца не устраивало, что сын собирается пойти по его стопам и настоял на том, чтобы Саша занялся чем-то более «мужественным». Так, Родченко проработал несколько лет в стоматологической лаборатории. Однако, такой расклад уже не устраивал самого будущего фотографа. Поэтому он бросил медицину и 1911-1914 годы уже провёл в Казанской художественной школе имени Николая Ивановича Фешина. Там молодой человек не только приобрёл мастерство и развил свои способности, но и встретил свою первую любовь — Варвару Степанову. Через два года после выпуска из художественной школы молодая пара переехала в столицу. Оказавшись в Москве, Родченко сразу начал приобретать известность в художественных кругах. Его работы появлялись на главных выставках русского авангарда, он стал постоянным участником архитектурных конкурсов. Кроме того, он занимал место секретаря в профсоюзе художников-живописцев «Молодая Федерация», где в его обязанности входили благоустройство и организация творческой жизни его коллег по цеху. Нередко ему предлагались крупные проекты по оформлению тех или иных пространств: совместно с Георгием Якуловым и Владимиром Татлиным он разрабатывал дизайн кафе «Питтореск», принадлежащего знаменитому булочнику Филиппову. Здание, в котором находился «Питтореск», нынче жителям и гостям столицы известно как Московский дом художника.
Чуть позже, в течение трёх лет, Александр Родченко отвечает в Народном комиссариате просвещения (Наркомпрос) за работу музеев, а потом он становится членом живописно-скульптурного ведомства, занимавшегося разработкой и созданием нового архитектурного образа столицы. Параллельно с социальной деятельностью он активно преподаёт в Институте художественной культуры. Его основной целью во время обучения студентов было научить их разрабатывать не только многофункциональные и удобные конструкции, но и добавлять в них изюминку посредством оригинальных архитектурных решений. Вместе с тем Родченко развивает и свое мастерство: он занялся абстрактно-геометрическим минимализмом, который внедрял во все свои работы, будь то графика или скульптура. Главным в своем творчестве Родченко всегда называл стремление к созданию новых форм, красок, игры светотеней, и при этом старался использовать минимальный набор инструментов для достижения эти целей. К примеру, он мог использовать очень ограниченную палитру, или вовсе оттенками одного цвета создавать некое абстрактное изображение, которое каждый зритель мог бы понимать по-своему. В середине 1920-х Александр приходит к фотографии и уже никогда с ней не расстается. Несмотря на его необъятный вклад почти во все художественные отрасли искусства, наиболее известен в мире он как успешный фотограф. Кроме того, он был одним из родоначальников фотомонтажа. Этот приём он использовал при создании театральных вывесок и киноплакатов, книжных обложек, Ярким примером может быть его плакат к фильму «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. Родченко использует нежные цвета — розовый и салатовый, а также создаёт необычную композицию: два кадра из фильма показаны нам будто сквозь окуляры бинокля. Такое решение для плакатов было достаточно необычным в то время. Большую популярность приобрели и его портретные снимки. Александр любил снимать Владимира Маяковского, Варвару Степанову, супругов Брик, известен портрет матери фотографа. Главной особенностью фотографий Родченко был необычный угол съемки. Отличным примером стали его снимки, созданные в рамках репортерской работы. Александр снимал для журналов «Пионер», «Даёшь», «Огонёк», «Вечерняя Москва», «30 дней», «Радиослушатель». Так были созданы фотографии, посвящённые Москве, студенчеству и спорту. Кроме того, его тайно командировали снимать строительство Беломорканала.
Сохранилось не так много фотографий мастера, однако, всё, что смогло дойти до наших дней, представляет неописуемую ценность как память о временах почти вековой давности: о жизни нашей страны, о современниках фотографа, о людях, живших в СССР. В каждом кадре Родченко всегда чувствуется необыкновенная индивидуальность его героя, атмосферность и яркость красок, даже если сами кадры чёрно-белые. За свою жизнь Александр Родченко создал тысячи фотографий, сотни картин, плакатов и графических изображений, неоднократно выступал театральным художником, его работы объехали весь земной шар и побывали на самых громких всемирных выставках. Однако, его нестандартный взгляд на искусство не всегда нравился политической верхушке нашей страны. В 1951 году его на три года исключили из Союза художников. Хотя это нисколько не мешало ему продолжать заниматься любимым делом. Жизнь художника можно отчасти назвать идеальной. Родители его поддерживали и помогли найти своё призвание. Он встретил «свою» женщину, с которой прошёл почти всю жизнь. Родченко много трудился, и его творчество было по достоинству оценено не только коллегами и соратниками, но и простыми зрителями. Открытия и разработки Родченко до сих пор используются в фотографии, графике, архитектуре и дизайне. И, наверняка ещё не один десяток лет эти работы будут любимы и узнаваемы людьми по всему свету.
Ирина Гюне
|
Рекомендуем |