Партнеры Живи добром

Венеция - синоним вдохновения


«Венеция постоянная вдохновительница наших успокоений» 
Сергей Дягилев 

В этом городе нет канализаций и автомобилей. Здесь строгое число гондольеров - 425, среди которых лишь две представительницы прекрасного пола. Город разделяют 150 каналов, а связывают 409 мостов. Территория, где на 415 км² располагается 117 островов. Место, в котором 20 сантехников приходится на 270 000 жителей. Это всё она - романтичная, загадочная, хрупкая и вместе с тем, волнующая и чарующая Венеция. 

Этот волшебный город каждый год посещают 15 миллионов туристов. Одни приезжают сюда за настоящими венецианскими масками, другие - за муранским стеклом, третьи хотят затеряться в узких улочках, для того чтобы сделать красивое «селфи», а кто-то выбирает этот город, чтобы признаться в любви. Объединяет всех этих людей то, что Венеция никого не оставляет равнодушным. Она вдохновляет… Вдохновляет уже ни одну сотню лет. 

Венеция

«Одно могу сказать: замечательнее Венеции я в своей жизни городов не видел. Это сплошное очарование, блеск, радость жизни. Вместо улиц и переулков каналы, вместо извозчиков гондолы, архитектура изумительная, и нет того местечка, которое не возбуждало бы исторического или художественного интереса», - А.П. Чехов.

Многие приезжают в Венецию с другого конца света, чтобы хоть раз побывать на площади Сан-Марко, прокатиться по Гранд-каналу, посмотреть Дворец Дожей. А вот великому композитору и скрипачу-виртуозу - Вивальди, повезло родиться в этом городе. Именно здесь в 1713 году Антонио Вивальди написал своё первое произведение - оперу «Ottone in villa» («Оттон на вилле»), премьера которой произошла в том же году на сцене венецианского «Teatro delle Grazie». 

XVIII век в искусстве стал веком музыки. В это время ни один из городов Европы не мог сравниться с Венецией по музыкальности. Вивальди, Марчелло, Галуппи, Скарлати - эти имена навсегда вписаны в музыкальную историю города. Неудивительно, что первые консерватории появились в Венеции. 

Венеция в восемнадцатом веке - это нескончаемый праздник. Дважды в год проводились венецианские карнавалы, которые длились по несколько месяцев. Традиционным символом карнавала является венецианская маска. Одна из самых популярных масок - «баута». Баута - это белая маска с отверстиями для глаз, которую носили высокопоставленные особы, любившие анонимно ходить «в народ». Благодаря специфической форме маски, голос человека менялся, позволяя оставаться неузнаваемым. Кстати, это любимая маска Казановы.

«Мир - сцена, где у всякого есть роль», - Уильям Шекспир «Венецианский купец». 

Венеция маски

Не менее популярна, чем баута - маска «Доктор Чумы». Во время эпидемии её надевали доктора, посещавшие пациентов. В длинный клювообразный нос помещали ароматические масла и травы. Считалось, что они защищают от заражения чумой. 

Карнавальная Венеция запечатлена на полотнах Пьетра Лонги (1702-1785)- «Носорог в Венеции», «Ридотто», Франческо Гварди (1712-1793)- «Маскарад в Ридотто». Картина Гварди «Венеция, залив Сан-Марко, Пьяцетта и Дворец дожей» стала самым дорогим произведением в категории «старые мастера» по итогам 2014 года. Полотно было продано на аукционе «Christie» в Лондоне за 16,9 млн. долларов. Картина выставлялась в последний раз на всеобщее обозрение в 1954 году в Брюсселе. Франческо Гварди по праву считается одним из видных представителей венецианской школы живописи. Его картина - «Вид на мост Риальто», ушла с молотка в 2011 году за 44 млн. долларов. 

«Есть такой сорт неудачников, который всю жизнь торгует на венецианских каналах велосипедами», - Аркадий Аверченко «Ресторан «Венецианский карнавал»».

Венеция вдохновляла не только итальянских художников. Ренуар в 1881 году пишет 4 картины - «Дворец Дожей», «Площадь святого Марка в Венеции», «Гранд-канал в Венеции» и «Вид Венеции, туман». Ранее, в 1875 году Эдуард Мане создаёт «Большой канал. Венеция». Когда полотно увидел его современник, критик Джозеф Селадон, он написал: 

«Необычайно маленькое полотно представляет уголок Большого канала Венеции. Вода и небо - цвета индиго, белые швартовые столбы перевиты синими полосами. Эта симфония, где голубой - главный цвет не кажется нелепым и нереальным. Я видел венецианские полдни точно такого же цвета; но Мане преувеличил впечатление почти до фантастического уровня. За этими усилиями несчастного человека, который был влюблен в прозрачные тона, узнаешь его поиски света, его исключительный идеализм…»

Венеция

Поль Синьяк посвятил Венеции две картины - «Венецианская Лагуна» (1904), которая находится в парижском «Орсе» и «Большой канал (Венеция)» (1905) - «Toledo Museum of Art».
Венеция не оставила равнодушным и Айвазовского: в этом городе Иван Константинович создал пять великих полотен. Искусствоведы писали, что до сих пор не один из великих мастеров, не передавал так реалистично и достоверно, все стихии одновременно: и свет, и небо, и воду. Одна из работ художника - «Хаос», вошла в художественную галерею Ватикана, за что папа Римский Григорий XVI удостоил Айвазовского медалью. Н.В. Гоголь по этому поводу говорил: «Твой «Хаос» поднял хаос в Ватикане». 

«Венеция вся - произведение искусства. Там особенно отчетливо понимаешь, что созданное руками человека может быть намного прекраснее самого человека…», - И. Бродский.

Завораживающий вид на лагуну и остров Сан-Джорджо вдохновили Петра Ильича Чайковского на написание первых трёх частей знаменитой «Четвертой симфонии». Примечательно, что сначала симфония называлась «Do Leoni» в честь крылатого льва на площади Сан-Марко. 

Многие, побывавшие хоть раз в Венеции, возвращались сюда снова и снова. А вот некоторые решили остаться здесь навсегда - на острове Сан-Микеле, среди кипарисов. На последней остановке среди многих венецианцев остались наши известные соотечественники - Игорь Стравинский, Сергей Дягилев и Иосиф Бродский. 

Венеция

Для Дягилева Венеция навсегда останется первой и последней любовью. Ещё будучи студентом, он часто посещал эту «чертовку». Ведь Венеция - это театральный город, в котором дают представления лучшие театры Европы. Однажды Сергей Дягилев написал своей мачехе:

«Я так люблю Венецию, что хотел бы, подобно Вагнеру, умереть там.»

В последние годы жизни великий импресарио жил в кредит. Он умер в гостиничном номере 19 августа 1929 года. Похороны оплатила Коко Шанель, которая при жизни давала деньги на его постановки. Могила Дягилева украшена его предсмертными словами: «Венеция постоянная вдохновительница наших успокоений». А на постаменте рядом с фотографией всегда лежат пуанты. У балетных есть примета: будучи в Венеции, нужно обязательно посетить могилу Дягилева и оставить там свои балетные туфли, это принесёт удачу в карьере. Для того, чтобы пуанты не унесло ветром, их набивают песком. 

Справа от могилы Дягилева покоится его друг - великий композитор и дирижёр - Игорь Стравинский. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принёсших ему мировую известность - «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). В 1919 году композитор (снова по заказу Дягилева) написал балет «Пульчинелла», поставленный год спустя. Игорь Стравинский умер 6 апреля 1971 года от сердечной недостаточности в Нью-Йорке, в возрасте 90 лет. Последняя воля великого музыканта была исполнена. Гроб с его телом, прибывшим из Америки, встречали пышной церемонией. Иосиф Бродский, который, наблюдая за тем, как прах великого музыканта везут на гондоле в направлении острова Сан-Микеле, грустно пошутил: «Вот — Большой канал, туда Стравинский поканал…» Через четверть столетия и Бродский упокоился рядом со Стравинским. 

Венеция

«Ночь была ветреной, и прежде чем включилась сетчатка, меня охватило чувство абсолютного счастья: в ноздри ударил его всегдашний - для меня - синоним: запах мерзнущих водорослей. Для одних это свежескошенная трава или сено; для других - рождественская хвоя с мандаринами. Для меня - мерзлые водоросли... Тут их, абсолютно свободных, хватало, и я почувствовал, что шагнул в собственный портрет, выполненный из холодного воздуха.»

Это отрывок из эссе Иосифа Бродского «Набережная неисцелимых», в котором поэт описал всё то, что он чувствовал, впервые приехав в этот город в 1973 году. Особая любовь Бродского к Венеции объясняется тем, что Венеция напоминала ему о родном Ленинграде, из которого Бродского «попросили» уехать в 1972 г., и в которой он никогда больше не вернулся. С тех пор Иосиф Бродский каждый год, на протяжении 20 лет, приезжал в город на море.

«На первую свою зарплату в Америке я купил билет на самолет и прилетел в Венецию.»

Как и Стравинского, смерть застала Бродского в Нью-Йорке. Сердце Иосифа Александровича остановилось в ночь на 28 января 1996 года. Лишь через полтора года - 21 июня 1997г. Иосиф Бродский навсегда «переехал» в свой любимый город - в Венецию, находящийся на полпути между мамой -Россией и мачехой - Америкой. Надгробие могилы сделал хороший знакомый Бродского - художник Владимир Радунский. На обратной стороне надгробия есть надпись на латыни (цитата из Проперция): «Letum non omnia finit»- «со смертью всё не кончается». 

Венеция

Несмотря на то, что сегодня Венеции исполняется 1 594 года, она ещё долго будет встречать вас очаровательной улыбкой, завораживать красотой и притягивать нежными чарами. «Идущая ко дну» ждёт вас, для того чтобы «утопить» в своих объятьях.

«Венеция не меняется, именно в этом её тяжкий грех, и её величайшая притягательность.», - Бидиша, «Боже, храни Италию! Наблюдая за венецианцами».


Олеся Копылова


 

Рекомендуем

Торжественное открытие памятника Святославу Бэлзе
Кино. Классика. "Баллада о солдате" реж. Григорий Чухрай
Путь к бессмертию или как издать книгу
Андерс Петерсен. Кафе «Лемитц»
Комедия Фонвизина «Недоросль». «Успех был полный...».
Что? Где? Когда? Ноябрьский культурный марафон
Ирина Асмус. Клоунесса со сладким именем
Выставка «Обрывки времени. Ибрагимхалил Супьянов»
Итоги XIV Московского международного театрального фестиваля «Твой шанс»
Асия Джебар. Нетерпеливые