Партнеры Живи добром

Бедный непонятый Василий Кандинский


В 1895 году в Москве открылась выставка московских импрессионистов. Люди выстраивались в очереди, чтобы посмотреть на диковинных художников из-за границы. Ходили взад и вперёд, разговаривали, смеялись, проскальзывая глазами по картинам. Из общей массы людей выделялся один юноша, 29 лет. Он, поражённый, замер у единственной картины – Клод Моне «Стога сена». Когда он вышел из галереи, то уже знал: его жизнь изменилась навсегда. Именно в тот момент Василий Кандинский осознал, кем именно он хочет стать: не юристом, как того желали родители, а художником. Известным и успешным художником.

Родители Кандинского принадлежали к царской интеллигенции. С детства они поддерживали интерес сыну к музыке и живописи: когда в 1871 году семья переехала в Одессу, мальчику наняли преподавателя, который обучал его игре на фортепиано, виолончели и живописи. Уже в детстве он выделялся нестандартным выбором цветов и утверждал, что «каждый цвет живет своей таинственной жизнью».

Василий Кандинский

В 1866 году Василий, исполняя волю родителей, поступает Московский государственный университет на юридический факультет. Он обучается там 7 лет, с небольшим перерывом по причине болезни, и заканчивает университет в 1893 году. Тогда же Кандинский становится доцентом юридического факультета и остаётся преподавать экономику и право. Через несколько лет он женится на своей кузине Анне Чемякиной. Практически одновременно со свадьбой произошли еще два события: Дерптский университет в Тарту предложил Василию место профессора юриспруденции, и открылась выставка французских импрессионистов в Москве. О том, что было дальше, мы уже знаем: Кандинский бросает карьеру в университете и посвящает себя живописи.

В 1896 году вместе с женой экс-профессор уезжает в Мюнхен, где в 1892 году образовалось общество Сецессион - объединение модернистов, отвергающих классические каноны живописи. Европа тогда буквально дышала преобразованиями, многие художники находились в поиске себя и своего особого модернистского стиля. Приехав в Германию, Кандинский сразу же записывается в частную школу югославского художника Антона Ажбе. Там Василий обучался самым основам: композиции, линиям, форме, наполнению картины. Вызывавшая поначалу восторг, школа очень быстро стала надоедать мужчине, ему не хватает того, что может предложить Ажбе. Недолго пребывая в смятении, в 1900 году Кандинский поступает в Академию художеств Мюнхена и продолжает там обучение под началом самого известного на тот момент художника Германии Франца фон Штука. Мастер видит в Кандинском выдающийся потенциал, однако недоволен слишком яркими цветами в его картинах. Тогда Василий целый год пишет в чёрно-белых тонах, «изучая форму как таковую». От творчества художника в Мюнхене не осталось ничего: все картины, наброски, эскизы исчезли.

Василий Кандинский

В «мюнхенский» период Кандинский основывает общество «Фаланга» и школу при ней – общество состоит из модернистских художников, которые, как и Кандинский видят мир совсем иным. Живописцы «Фаланги» проводили выставки. Тогда же Кандинский знакомится с юной художницей Габриэль Мюнтер, ради нее он в 1903 году расстается со своей женой и отправляется в путешествие по Европе длинной в пять лет. Влюбленные побывали в Северной Африке, Италии, Одессе, Москве. Они исследуют Европу, творят и участвуют в выставках. Это один из самых насыщенных периодов в жизни Кандинского: он создает больше 10 великих полотен (Шлюз, Старый город, Синий всадник и др.).

Вернувшись в Германию, Кандинский основывает Новое объединение художников и становится его председателем. Он всё дальше отходит от реальности и всё чаще использует абстракции, ассоциативные картины с использованием насыщенных цветов. В 1911 году Кандинский основывает группу и альманах «Синий всадник». Группа проводит всего 2 выставки, но их оказывается достаточно для того, чтобы вызвать общественный диссонанс. Участники группы придерживались мнения, что у каждого человека есть внешнее и внутреннее восприятие окружающего мира и их нужно объединить с помощью искусства. Тогда же в 1912 году проходит первая персональная выставка Кандинского, которая, к сожалению, не произвела на публику положительного эффекта, и выходит его книга «О духовном в искусстве», которая явилась первым теоретическим обоснованием абстракционизма.

В 1914 году из-за политической ситуации Кандинский покидает Германию и перебирается в Швейцарию. Там наступает кризис в отношениях с Габриэль: они расстаются, Кандинский переезжает в Москву. На родине его посещает новый кризис – творческий. Тяжело переживая расставание с любимой, Василий не пишет картин 2 года. Правда, в 1916 году художник находит новую музу – Нину Андреевскую, дочь русского генерала, и через год женится на ней. В картинах наступает период ещё большего упрощения. Линии становятся всё более острыми, появляется множество геометрических фигур.

В 1917 году к власти приходит новое правительство большевиков и живший безбедно Кандинский - отец оставил ему большое наследство - оказывается без куска хлеба: всё его имущество конфисковывают большевики. С 1918 года он работает в Наркомате просвещения, преподаёт в МГУ, открывает Институт художественной культуры. Ещё спустя три года при его участии было открыто 22 галереи в России. Кандинский пытался писать, чтобы заработать денег, пытался устроить свою творческую жизнь в условиях нового правительства большевиков, но к 1921 году стало понятно, что все усилия бесполезны. Всё течение абстракционистов объявлено устаревшим, начал развиваться советский реализм. В 1921 году Василия пригласили преподавать в школу искусств «Баухауз» в Веймаре. За эту возможность художник сразу же ухватился.

Василий Кандинский

За почти что 10 лет своего существования «Баухауз» закрывалась дважды и дважды переносилась в новые города. Первый раз в 1926, когда к власти пришли правые партии, второй раз в 1933, когда к власти пришли фашисты. За 7 лет преподавательства в «Баухаузе» Кандинский пишет более 600 работ. Однако с приходом Гитлера к власти ситуация вновь ухудшилась: абстракционизм вновь был объявлен изжившим себя, и Василий уезжает во Францию. Там он пытается писать, чтобы заработать себе на пропитание, но его попытки не увенчиваются успехом. До самой смерти в 1944 году Кандинский не теряет веру в искусство, свой внутренний мир и творчество, даже находясь на краю бедности, еле-еле сводя концы с концами.

Как и многие великие люди, Василий Кандинский не получил должного признания при жизни. Однако можно с уверенностью сказать, что Россия в самый сложный период своей истории подарила миру человека с уникальным видением действительности, который теоретически обосновал основы абстракционизма и пытался передать своё видение другим людям, открывая школы и выставки. В 2007 году была учреждена премия имени Василия Кандинского за лучшие художественные достижения. 

 


Захарова Ирина


 


 

Рекомендуем

Марлен Дитрих: «Истинная женщина не волнуется — волнует»
В плену внутренних границ ("Теснота" реж. Кантемир Балагов)
Дневник эстета. Новогодние каникулы в Москве
Ольга Кормухина: «Ну, удиви меня»
Миф о минотавре, как ключ к открытию минойской цивилизации
Бадри Майсурадзе - герой оперной сцены
Томас Манн: «Мне достаточно рассказать о себе, чтобы заговорила эпоха»
Выставка «Искусство цирка в России»
На острове Кижи прошел Российско-Китайский чайный фестиваль
Иконостас вернулся на своё историческое место