Партнеры Живи добром

Бедный непонятый Василий Кандинский


В 1895 году в Москве открылась выставка московских импрессионистов. Люди выстраивались в очереди, чтобы посмотреть на диковинных художников из-за границы. Ходили взад и вперёд, разговаривали, смеялись, проскальзывая глазами по картинам. Из общей массы людей выделялся один юноша, 29 лет. Он, поражённый, замер у единственной картины – Клод Моне «Стога сена». Когда он вышел из галереи, то уже знал: его жизнь изменилась навсегда. Именно в тот момент Василий Кандинский осознал, кем именно он хочет стать: не юристом, как того желали родители, а художником. Известным и успешным художником.

Родители Кандинского принадлежали к царской интеллигенции. С детства они поддерживали интерес сыну к музыке и живописи: когда в 1871 году семья переехала в Одессу, мальчику наняли преподавателя, который обучал его игре на фортепиано, виолончели и живописи. Уже в детстве он выделялся нестандартным выбором цветов и утверждал, что «каждый цвет живет своей таинственной жизнью».

Василий Кандинский

В 1866 году Василий, исполняя волю родителей, поступает Московский государственный университет на юридический факультет. Он обучается там 7 лет, с небольшим перерывом по причине болезни, и заканчивает университет в 1893 году. Тогда же Кандинский становится доцентом юридического факультета и остаётся преподавать экономику и право. Через несколько лет он женится на своей кузине Анне Чемякиной. Практически одновременно со свадьбой произошли еще два события: Дерптский университет в Тарту предложил Василию место профессора юриспруденции, и открылась выставка французских импрессионистов в Москве. О том, что было дальше, мы уже знаем: Кандинский бросает карьеру в университете и посвящает себя живописи.

В 1896 году вместе с женой экс-профессор уезжает в Мюнхен, где в 1892 году образовалось общество Сецессион - объединение модернистов, отвергающих классические каноны живописи. Европа тогда буквально дышала преобразованиями, многие художники находились в поиске себя и своего особого модернистского стиля. Приехав в Германию, Кандинский сразу же записывается в частную школу югославского художника Антона Ажбе. Там Василий обучался самым основам: композиции, линиям, форме, наполнению картины. Вызывавшая поначалу восторг, школа очень быстро стала надоедать мужчине, ему не хватает того, что может предложить Ажбе. Недолго пребывая в смятении, в 1900 году Кандинский поступает в Академию художеств Мюнхена и продолжает там обучение под началом самого известного на тот момент художника Германии Франца фон Штука. Мастер видит в Кандинском выдающийся потенциал, однако недоволен слишком яркими цветами в его картинах. Тогда Василий целый год пишет в чёрно-белых тонах, «изучая форму как таковую». От творчества художника в Мюнхене не осталось ничего: все картины, наброски, эскизы исчезли.

Василий Кандинский

В «мюнхенский» период Кандинский основывает общество «Фаланга» и школу при ней – общество состоит из модернистских художников, которые, как и Кандинский видят мир совсем иным. Живописцы «Фаланги» проводили выставки. Тогда же Кандинский знакомится с юной художницей Габриэль Мюнтер, ради нее он в 1903 году расстается со своей женой и отправляется в путешествие по Европе длинной в пять лет. Влюбленные побывали в Северной Африке, Италии, Одессе, Москве. Они исследуют Европу, творят и участвуют в выставках. Это один из самых насыщенных периодов в жизни Кандинского: он создает больше 10 великих полотен (Шлюз, Старый город, Синий всадник и др.).

Вернувшись в Германию, Кандинский основывает Новое объединение художников и становится его председателем. Он всё дальше отходит от реальности и всё чаще использует абстракции, ассоциативные картины с использованием насыщенных цветов. В 1911 году Кандинский основывает группу и альманах «Синий всадник». Группа проводит всего 2 выставки, но их оказывается достаточно для того, чтобы вызвать общественный диссонанс. Участники группы придерживались мнения, что у каждого человека есть внешнее и внутреннее восприятие окружающего мира и их нужно объединить с помощью искусства. Тогда же в 1912 году проходит первая персональная выставка Кандинского, которая, к сожалению, не произвела на публику положительного эффекта, и выходит его книга «О духовном в искусстве», которая явилась первым теоретическим обоснованием абстракционизма.

В 1914 году из-за политической ситуации Кандинский покидает Германию и перебирается в Швейцарию. Там наступает кризис в отношениях с Габриэль: они расстаются, Кандинский переезжает в Москву. На родине его посещает новый кризис – творческий. Тяжело переживая расставание с любимой, Василий не пишет картин 2 года. Правда, в 1916 году художник находит новую музу – Нину Андреевскую, дочь русского генерала, и через год женится на ней. В картинах наступает период ещё большего упрощения. Линии становятся всё более острыми, появляется множество геометрических фигур.

В 1917 году к власти приходит новое правительство большевиков и живший безбедно Кандинский - отец оставил ему большое наследство - оказывается без куска хлеба: всё его имущество конфисковывают большевики. С 1918 года он работает в Наркомате просвещения, преподаёт в МГУ, открывает Институт художественной культуры. Ещё спустя три года при его участии было открыто 22 галереи в России. Кандинский пытался писать, чтобы заработать денег, пытался устроить свою творческую жизнь в условиях нового правительства большевиков, но к 1921 году стало понятно, что все усилия бесполезны. Всё течение абстракционистов объявлено устаревшим, начал развиваться советский реализм. В 1921 году Василия пригласили преподавать в школу искусств «Баухауз» в Веймаре. За эту возможность художник сразу же ухватился.

Василий Кандинский

За почти что 10 лет своего существования «Баухауз» закрывалась дважды и дважды переносилась в новые города. Первый раз в 1926, когда к власти пришли правые партии, второй раз в 1933, когда к власти пришли фашисты. За 7 лет преподавательства в «Баухаузе» Кандинский пишет более 600 работ. Однако с приходом Гитлера к власти ситуация вновь ухудшилась: абстракционизм вновь был объявлен изжившим себя, и Василий уезжает во Францию. Там он пытается писать, чтобы заработать себе на пропитание, но его попытки не увенчиваются успехом. До самой смерти в 1944 году Кандинский не теряет веру в искусство, свой внутренний мир и творчество, даже находясь на краю бедности, еле-еле сводя концы с концами.

Как и многие великие люди, Василий Кандинский не получил должного признания при жизни. Однако можно с уверенностью сказать, что Россия в самый сложный период своей истории подарила миру человека с уникальным видением действительности, который теоретически обосновал основы абстракционизма и пытался передать своё видение другим людям, открывая школы и выставки. В 2007 году была учреждена премия имени Василия Кандинского за лучшие художественные достижения. 

 


Захарова Ирина


 


 

Рекомендуем

Гражданин Ефремов
Прямая трансляция Mercedes-Benz Fashion Week Russia
38-й ММКФ. Конкурс. "Пелена" реж. Ралстон Джовер
Кейт против Кейт («Манифесто» реж. Джулиан Роузфельдт)
Диана Вриланд. Почему бы Вам не...?
Триумф Алисы Фрейндлих
Прощай, Анна! “Каренина” на фестивале Solo
Viva, Римма!
Кино. Война на экране кинотеатра
«Былина как она есть: живой голос современного сказителя»