Партнеры Живи добром

Томас Манн: «Мне достаточно рассказать о себе, чтобы заговорила эпоха»


Если вы попросите любого немецкого читателя назвать выдающихся писателей Германии, то обязательно услышите имена Гете и Шиллера, а из гениев литературы ХХ века назовут Томаса Манна. 6 июня исполняется 140 лет со дня его рождения.


«… Мы, ректор и сенат, с одобрения высокочтимых университетских инспекторов, на торжественном заседании избрали и назначили Томас Манна – широко известного писателя, который является учителем жизни для многих наших соотечественников и в то же время вместе с очень немногочисленными современниками сохранил высокое достоинство немецкой культуры, –  почетным доктором философии и присвоили ему все права и почести, связанные с этим званием», –  с такими словами Томасу Манну присудили докторскую степень по философии в Гарвардском университете. В то время, как в родной Германии, в Бонне, он был лишен этого звания. 


Томас Манн


Это было связано с эмиграцией Томаса Манна с семьей в Америку и нежеланием писателя поддерживать фашистский режим. К этому времени Томас Манн, уже нобелевский лауреат по литературе, был очень известен у себя на родине, и, конечно, правительство не могло закрывать глаза на его неприятие государственной политики и категоричные высказывания в адрес нового германского руководства (публичная речь «Призыв к разуму», 1930 г.). Сначала Манна лишили гражданства, а потом и ученой степени. Ему повезло, что он опередил эти правительственные меры, так как за несколько лет до этого переехал в Швейцарию, а после, приняв сначала чешское гражданство, – в США, где жил и работал на протяжении следующих пятнадцати лет. Потом было возвращение в Европу, но не в Германию, туда Манн приезжал только в качестве почетного гостя, заслуженного деятеля культуры, читать лекции. Родная и горячо любимая им страна внушила смертельный ужас не только всему миру, но и ему самому, навсегда отторгла от себя лучшего из своих граждан. 


Гениальный писатель так сформулировал свое значение для мира и литературы: «Я свято верю, что мне достаточно рассказать о себе, чтобы заговорила эпоха, заговорило человечество, и без этой веры я бы отказался от всякого творчества». Культурный кризис Европы на рубеже 19 и 20 веков, европейская цивилизация на грани Первой мировой войны, фашистская угроза в преддверии Второй мировой войны – духовная ткань произведений Томаса Манна, персонажи представляют собой взаимодействующие мировоззренческие концепции, оживленные этико-нравственные идеи. Первый роман «Будденброки. История гибели одного семейства», опубликованный в 1901 году, принес писателю мировую славу и признание, а 28 лет спустя Томасу Манну была присуждена Нобелевская премия: «За великий роман «Будденброки», который стал классикой современной литературы». У романа автобиографическая основа, писатель сам родился в богатой буржуазной семье, его отец был крупным зерноторговцем, и всей душой желал, чтобы дети продолжили его дело. Однако двое из его пяти детей преуспели совсем на другом поприще: родной брат Томаса Манна – Генрих Манн – также великий немецкий писатель.


Иначе сложилась судьба героев книги, в ней члены семьи, делая выбор в пользу интеллектуальной свободы и искусства становятся нежизнеспособны, беззащитны перед стихийной силой, шопенгауэровской волей. Этот роман представляет собой иллюстрацию к философскому труду Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Писатель проверяет идею иррациональной воли, которая ослабевает при слишком интеллектуальном или эстетическом восприятии жизни: в конце романа в возрасте пятнадцати лет умирает последний представитель рода Будденброков, невероятно музыкально одаренный юноша. Но самому Томас Манну хватило воли, чтобы противопоставить поистине великое и прекрасное хаосу времени. Как заметил писатель, он и его братья были наделены этой волей, в то время, как обе сестры покончили с собой с промежутком в двадцать лет.   


Помимо Шопенгауэра, на мировоззрение Томаса Манна повлияла философия Ницше. Он разделял взгляд философа на особое положение Германии, видел необходимость в сохранении немцами своей национальной идентичности, был против засилья американской культуры, поэтому поддержал Первую мировую войну, которую воспринимал как войну национальной культуры с цивилизацией, самобытности с обезличиванием. Эту точку зрения он изложил в 1918 году в сборнике «Размышления аполитичного». Но вскоре его консервативные взгляды начали меняться в сторону либерально-демократических, это произошло после убийства министра иностранных дел Веймарской республики националистами. 


Томас Манн


В следующем великом романе «Волшебная гора», изданном в 1924 году, Томас Манн уже иронизирует над своим прежним мировоззрением, не приемлющим пацифизм, среди героев он выводит одного, который этически обосновывает войну, критикует гуманистические идеалы и забывает в своих рассуждениях обо всякой человечности. Томас Манн в первую очередь придерживался гуманистических ценностей, и как только он заметил проявления фашизма среди национал-социалистов, его оценка стала категорически не приемлющей и однозначной. В 1930 году он пишет новеллу «Марио и волшебник», волшебник-гипнотизер олицетворяет фюрера, который усыпляет дух народа, погружая в иллюзии.


С 1934 года в течение десяти лет Томас Манн создает роман-тетралогию «Иосиф и его братья», в его основу лег ветхозаветный сюжет – Миф об Иосифе Прекрасном. Юноша был изгнан с израильской земли родными братьями, провел много трудных лет в Египте, но спустя годы именно он помог предавшей его семье избежать голодной смерти, и преумножил свой род. То же происходило и в жизни самого писателя: вынужденная эмиграция, клевета со стороны гестапо, и при этом непрерывное созидание на благо своего заблудшего народа – Манн говорил, что он пишет свои произведения в первую очередь для немцев, во время Второй мировой войны Томас Манн выступает на радио с обращениями к немецким гражданам, несмотря на все ужасы фашизма отстаивает славное имя Германии и личным примером, и просветительской деятельностью – занимает должность консультанта по немецкой литературе в научной библиотеке Конгресса США. 


Томас Манн


Еще одно выдающееся произведение Манна «Доктор Фаустус» было опубликовано почти сразу после Второй мировой войны, в 1947 году. В нем рассказывается история гениального композитора, который, стремясь к творческим прозрениям, в поисках новой оригинальной музыки, погубил свою душу. В конце книги герой, сознательно поставивший стену между собой и всем остальным миром, сходит с ума. Здесь есть параллель с личностью и биографией Фридриха Ницше, а также с Германией времен фашизма. Этот образ отчужденного от реальности творческого человека, который уходит в духовный мир, пренебрегая земными радостями и порядком.


Томас Манн всегда чувствовал, в каких пропорциях нужно соотносить индивидуальное и общественное, интуитивно выбирая наиболее приемлемые варианты жизнеустройства, в этом и проявлялась сила его незаурядной и одаренной личности, в умении поступать правильно – истинно немецкое свойство. Личное в его жизни не подавляло социальное, и наоборот. С одной стороны, пренебрежение скучной зубрежкой в школе (он два раза оставался на второй год!), отсутствие степени бакалавра, с другой – профессорские должности в крупнейших университетах мира. В успешной женитьбе на красавице еврейского происхождения из высшего света и рождении шестерых детей, его способности обеспечить им достойную жизнь даже непростым писательским трудом реализовалась его воля к жизни, в его же бессмертных произведениях (например, новелла «Смерть в Венеции», 1912 г.) навсегда останется идеал любви неземной, материально бесплодной, однополой любви.



Софья Матвеева


 

Рекомендуем

Хвост виляет человеком ("Зоология" реж. Иван И. Твердовский)
Международный конкурс молодых вокалистов Елены Образцовой
Айзек Азимов «Три Закона Известности»
«Известия». Миллион и одно прилагательное
Пресс-конференция, посвящённая открытию X международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой
Жизнь и творчество отца Шерлока Холмса
Николя де Сталь: русская душа и французские манеры
Катрин Денев: неукротимая и строптивая
Mercedes-Benz Fashion Week Russia сезон осень/зима 2014-2015
Сергей Образцов – взгляды, мысли, эстетика