Партнеры Живи добром

«Джаз осенью» 2017


Фестиваль «Джаз осенью», организованный Гёте-Институтом, каждый год старается показать срез разных поколений музыкантов джаза и свободной импровизации, практикующих разные подходы в музыке. Фестиваль откроется 29 сентября 2017 в Культурном центре «Дом». Концерты пройдут также 6, 7, 13 и 23 октября.

В этот раз, как и в прошлом году, состав участников представлен в компактных форматах трио и дуэтов, музыкантами в диапазоне от практически канонизированных фигур (трио Александра фон Шлиппенбаха, Эвана Паркера и Пауля Ловенса) до представителей новой экспериментальной импровизации (дуэт Магды Майас и Тони Бака). PaPaJo Trio делит с Schlippenbach Trio одного из своих участников, немецкого барабанщика Пауля Ловенса, партнерами которого выступают также признанные величины европейской сцены: немецкий тромбонист Пауль Хубвебер и британский контрабасист Джон Эдвардс.

Дуэты Ульманн–Кюне и Лауброк–Экс — это импровизаторы среднего и младшего поколений, которые были в числе тех, кто определил эстетику импровизационной музыки в прошлом и нынешнем десятилетии — в том числе, через актуализацию джазовой традиции с помощью современного музыкального языка.

Программа фестиваля:

29 сентября 2017, пятница

SPILL DUO

Магда Майас (Magda Mayas) – подготовленное фортепиано

Тони Бак (Tony Buck) – ударные

SPILL Duo — дуэт Магды Майас и Тони Бака даёт возможность заглянуть в берлинскую лабораторию экспериментального звучания. Их музыка сконцентрирована на интимности импровизационного процесса, но не уходит окончательно от джазовой идиомы.

Магда Майас — проживающая в Берлине пианистка, в своих произведениях исследует физические измерения рояля. Фокусируясь на внутреннем устройстве инструмента, она препарирует рояль металлическими и резиновыми объектами, скрепляет струны скотчем, включает в импровизацию электронику.

Тони Бак, родившийся в Австралии, но в последние годы проживающий в Берлине, больше всего известен как барабанщик экспериментального трио The Necks, исполняющего крайне своеобразную разновидность минимал-джаза и получившего широкую известность еще в 80-е. Он создает максимально детализированный звуковой массив, вместе с тем крайне подвижный, постоянно меняющий настроение. В дуэте с Магдой Майас его манера более разнообразна, чем в The Necks: вместо единого гипнотического потока Бак выстраивает автономные и многогранные музыкальные ситуации. 


6 октября 2017, пятница

PAUL HUBWEBER’S PAPAJO TRIO

Пауль Хубвебер (Paul Hubweber) – тромбон, голос

Джон Эдвардс (John Edwards) - контрабас

Пауль Ловенс (Paul Lovens) – ударные

PaPaJo — акроним из крупнейших имён европейской импровизации: немецкого перкуссиониста Пауля Ловенса, немецкого тромбониста Пауля Хубвебера и английского контрабасиста Джона Эдвардса. Это трио, в котором великолепное взаимопонимание, сбалансированное звучание и свобода коллективного мышления способны генерировать оригинальную музыку на протяжении многих лет.

Манеру игры Пауля Хубвебера отличает использование широкой палитры нестандартных техник, изобретательность в построении спонтанной импровизации и глубокое погружение в тембральные свойства инструмента.

Один из лидеров мировой экспериментальной сцены Джон Эдвардс старается преодолевать все мыслимые границы – национальные, жанровые или границы собственного инструмента, а его активность приобрела колоссальные масштабы – при  двухстах концертах по всему миру и пяти-шести релизах в год. Это, безусловно, говорит как о востребованности, так и о фантастической работоспособности Эдвардса. 

Пожалуй, одним из главных событий фестиваля станет приезд в Москву Пауля Ловенса, с 1969 года прочно вошедшего в круг лидеров европейского движения свободной импровизации и выработавшего свой оригинальный стиль, с индивидуальной подборкой перкуссионных инструментов и объектов. На фестивале Ловенс сыграет сразу в двух коллективах — PaPaJo Trio и Schlippenbach Trio.


7 октября 2017, суббота

SCHLIPPENBACH TRIO

Александр фон Шлиппенбах (Alexander von Schlippenbach) – фортепиано

Эван Паркер (Evan Parker) – саксофон

Пауль Ловенс (Paul Lovens) – ударные

Зенитом нынешнего фестиваля Гёте-Института «Джаз осенью», безусловно, станет выступление знаменитого Трио Александра фон Шлиппенбаха, зародившегося в самом эпицентре новой музыки — той самой свободной импровизации, которая в 1960-е – 1970-е годы вызывала истерику, гнев, страх, презрение, экстаз, никого не оставляя равнодушными. Джаз здесь присутствует на уровне ДНК музыкантов, а каждое спонтанное решение участников органически ложится на общую музыкальную канву. Благодаря композиторскому дару Шлиппенбаха свободная импровизация, бибоп, блюз, шумовые поиски, «стены звука», – все это смешивается в узнаваемой текстуре. Без трио Шлеппенбаха никакая история свободной импровизации невозможна, но, что важнее, оно относится к тем коллективам, благодаря которым эта история не имеет конца.

Пианист Александр фон Шлиппенбах — один из отцов-основателей европейской свободной импровизации.  У Шлиппенбаха встречаются редкие, как правило, противоречащие друг другу качества: богатое композиторское мышление, неподдельная любовь к джазовому синтаксису и почти панковские, ничем не ограниченные проявления свободы на сцене.

Английский саксофонист Эван Паркер — другой гигант свободной музыки, стоявший у ее истоков и буквально создавший ее историю. Редкий ансамбль из числа ключевых обошелся без его участия: инновационная игра Паркера с использованием расширенных техник, создающих иллюзию полифонии, в сочетании с экспериментальным мышлением сделали его одним из самых востребованных импровизаторов за последние полвека.


13 октября 2017, пятница

ALMUT KÜHNE & GEBHARD ULLMANN

Альмут Кюне – вокал

Гебхард Ульман – саксофон, кларнет, флейта

Специальные гости – Алексей Круглов (саксофоны),Олег Юданов (ударные) и Григорий Сандомирский (фортепиано)

Совместный проект фестиваля Гёте-Института "Джаз осенью" и фестиваля Leo Records

Совместная игра Гебхада Ульманна и певицы Альмут Кюне — напряжённый диалог, в котором академический пуантилизм Кюне дополняется минимализмом Ульманна.

Гебхард Ульманн живёт одновременно в Берлине и Нью-Йорке. Он включает в свою игру различные техники джазовой и свободной импровизации.

Альмут Кюне занимается разной музыкой: джаз, свободная импровизация, современная академическая музыка, немецкий фольклор, музыка для театра, мультимедийные проекты. Она работает над смешением джазовой и европейской традиций, поиском точек соприкосновения различных художественных практик.


23 октября 2017, понедельник

INGRID LAUBROCK & LUC EX

Ингрид Лауброк – саксофон

Люк Экс – акустическая бас-гитара

Заключительный концерт нынешнего фестиваля Гёте-Института «Джаз осенью» обернётся мировой премьерой: давно и хорошо знакомые друг с другом замечательная немецкая саксофонистка Ингрид Лауброк и нидерландский бас-гитарист Люк Экс сыграют дуэтом впервые.

В свободной импровизации и композициях Ингрид Лауброк стремится к максимальному разнообразию. Ее соло на теноре и альте одновременно лаконичны и наполнены смыслом, а богатое мелодическое измерение, заставляющее вспомнить Ли Конитца, помещается в абстрактный контекст европейской интеллектуальной музыки.

Люк Экс, музыкант фактически без джазового бэкграунда, придумал оригинальный способ играть в джазовом ансамбле по-панковски, на основе своего опыта в анархо-панк-группе The Ex, только с акустической бас-гитарой. Он практикует подход «компровизации», заключающийся в сочетании тщательно прописанного материала со свободной импровизацией каждого голоса ансамбля. Экспрессивная манера игры Экса — отголосок панковского бэкграунда музыканта.




 

Рекомендуем

Новый альбом Гвен Стефани
Супергеройское кино Клинта Иствуда
Предсказания Тютчева
«Не верь!» Муса Джалиль
Классика. "Степь" реж. Сергей Бондарчук
Фестиваль моноспектаклей SOLO объявил первых участников. Ян Фабр, Дени Лаван и Роберто Латини в Театральном центре СТД РФ «На Страстном»
Луи Гаррель мечтает о песнях не только о любви
Концертное исполнение оперы Г. Доницетти «Дочь полка»
Люди и книги. Вадим Дуда об экспансии русского языка,секретном сленге "Иностранки" и библиотечной конкуренции
Ложная мизантропия. Эдгар Дега