Партнеры Живи добром

Не потерять себя в эмиграции: спектакль «Свой дом - красный дом» или «дорога домой»


30 ноября в Театральном центре СТД РФ «На Страстном» Чеченский государственный драматический театр им. Ханпаши Нурадилова представил спектакль «Свой дом - красный дом» или «дорога домой». Трагикомедия Мусы Ахмадова в постановке Хавы Ахмадовой рассказывает о чеченском художнике Кюри (Рамзан Умаев), который приехал во Францию и столкнулся с чуждыми ему особенностями европейской культуры. 


«Свой дом - красный дом» или «дорога домой» 


Первое, что мы видим на сцене — огромные треугольные сооружения, напоминающие купола Лувра. Треугольники в том или ином виде будут в поле нашего зрения на протяжении всего спектакля. Кюри — необычный художник. Он единственный представитель течения, которое сам гордо называет стилем треугольника. Его картины абстрактны, а треугольник стал в них центральным образом. По словам художника, всё самое прекрасное имеет эту форму. Например, Кавказские горы и те самые купола Лувра.

Кюри очень добр и временами наивен. Мы знакомимся с ним в терминале аэропорта, где он чуть ли не вприпрыжку несётся навстречу новой жизни. Его встречает земляк Хайдарбек (Алти Султуханов) — чеченский эмигрант, давно живущий в Париже и успевший по-настоящему адаптироваться. Хайдарбек — противоречивая фигура: он достаточно хитрый и прагматичный, но при этом не имеет злого умысла. Этот персонаж олицетворяет собой мнение «Хочешь жить — умей вертеться». Кюри же вертеться не намерен.

Друзья встречаются в китайском ресторане. Официант-китаец становится первым проводником Кюри, типичным сказочным помощником. Китайский чай с французскими круассанами, пожалуй, являются единственным в спектакле олицетворением гармоничного синтеза культур. Во всех остальных случаях присутствует конфликт. Даже Хайдарбек, который, казалось бы, встроился в новую систему, вызывает чувство дискомфорта — в его образе жизни видится самоотречение. 

При первой же встрече с Кюри Хайдарбек рвёт паспорт приятеля, заявляя, что единственно верное решение — остаться во Франции в качестве беженца. Правда, для получения вида на жительство придётся сгустить краски в миграционной службе. Кюри отказывается это делать: ему кажется, что так он может оскорбить родину, где, по его мнению, всё идеально, за исключением одного: картины художника не обрели должного признания. Поэтому он и приехал в Париж. 


«Свой дом - красный дом» или «дорога домой»


Вскоре происходит первое столкновение культур. Хайдарбек помог Кюри устроиться на работу: теперь он охранник в продуктовом магазине. В первый же рабочий день Кюри избивает вора, который пытался пронести под одеждой бутылку вина. Естественно, приехавшая на вызов полиция крайне негативно реагирует на такое поведение иммигранта. Его отпускают с предупреждением, но Кюри так и не смог понять, что сделал не так. Он считает, что вора нужно проучить по-настоящему, а не звонить в полицию.

Работу герой теряет и идёт гулять по городу, где ему встречается новый помощник — Юрий Борисович (Бай-Али Вахидов), русский эмигрант и художник. Он когда-то тоже жил в Грозном, а потому считает Кюри земляком, которому нужно помочь, и обещает организовать продажу его картин.

Далее проносится череда странных для Кюри событий: демонстрация (в ней он, впрочем, охотно участвует, так и не разобравшись, против чего митингует), встреча с трансгендером, который совершенно не вписывается в его картину мира и вызывает глупые смешки. Видит художник и другого чеченского эмигранта, у которого социальная служба забрала детей за жестокое обращение — это тоже его шокирует. Кюри даже не пытается разобраться, действительно ли отец поднимал руку на детей — настолько незыблемым ему кажется право родителей на воспитание. В качестве подработки художник ухаживает за пожилой француженкой и в ужасе сбегает, когда она начинает проявлять со своей стороны ухаживания совсем иного, романтического толка – такая разница в возрасте для молодого чеченского художника тоже невообразима. 

Кюри очень субъективен и отказывается принимать другую точку зрения. Он делит мир на чёрное и белое, а то, что не вписывается в эти рамки, автоматически относит к чёрному. Герой не умеет идти на компромисс, считая, что любой шаг в сторону станет отказом от самого себя. Именно эта принципиальность постепенно опускает Кюри вниз по социальной лестнице. 


  «Свой дом - красный дом» или «дорога домой»


Не найдя себе места в обществе и не получив признания как художник, он идёт подметать улицы. Далее происходит ряд травмирующих событий, кульминацией которых становится внезапная смерть матери – в данном случае это символ того, что обратной дороги нет. Потеря самого близкого человека ломает Кюри, ведь он не был рядом и даже не смог приехать на похороны.

Находясь в состоянии отчаяния, Кюри создаёт шедевр. Он экспрессивно машет руками, делает резкие мазки под тревожную музыку, кричит. Как ни странно, на холсте мы видим спокойную картину, где можно разглядеть образ тех же треугольных гор, но уже в мягком, туманном облачении.

Написание этой картины лишает художника последних сил. Он попадает в больницу и узнаёт, что неизлечимо болен.

Именно при таких обстоятельствах Кюри встречает землячку Жанету (Зухра Масарова) — девушку искреннюю и добрую. Она, как и главный герой, не очень хорошо адаптирована: живёт в лагере для беженцев и пытается избежать агрессивного преследования соседа. Кюри избивает его, чтобы защитить Жанету, и на этот раз попадает под арест. 


«Свой дом - красный дом» или «дорога домой» 


Выходит из тюрьмы он другим человеком: длинные локоны коротко подстрижены, тяжёлый взгляд, замкнутость — ничего не осталось от того наивного юноши, с которым мы встретились час назад. Кюри приходит на импровизированный аукцион собственных картин, который устроил Юрий Борисович. Его творчество пользуется большим успехом и отлично продаётся. Кюри раньше мечтал об этом, но теперь подобное вызывает только отстранённую ухмылку.

Последняя картина, написанная им в порыве отчаяния, ценится наиболее высоко, но Кюри не хочет её продавать. Он отправляет своё творение в Грозный, заявив, что этому шедевру место только на родине.

Кюри — настоящий романтический герой. Конфликт между ним и миром настолько силён, что он просто не может в нем существовать. Художник становится в оппозицию:  «Или я, или мир» , но мир всё-таки сильнее, и с этим ничего не поделать.

Финал открытый: мы не знаем, удалось ли Кюри вернуться домой, смог ли он излечиться от рака и женился ли на прекрасной Жанете — об этом авторы спектакля умалчивают, предлагая публике самостоятельно увидеть все варианты развития событий. 

«Свой дом - красный дом» или «дорога домой» 

В Москве спектакль был показан не впервые. Как заявила Хава Ахмадова, год назад в столице артисты получили очень тёплый приём и с удовольствием вернулись. На этот раз зал был практически полным, а публика приняла спектакль с восторгом и наверняка будет ждать новых встреч. «Свой дом - красный дом» или «дорога домой». — простой и прямолинейный рассказ о смешанных чувствах всех, кому однажды пришлось эмигрировать. 

 
Алёна Прохоренко


 

Рекомендуем

Премия «Золотой Орел». Лучшим из лучших
Обновленные «наряды» картошки фри помогут детям
Полвека истории под именем «Маяк»
Юбилейный фестиваль «Твой шанс» подвел итоги
«Последняя «Новая Волна»: 10 фильмов для знакомства с австралийским кино
Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского
«Стремясь к цели, ты уходишь от нее, преграда–это путь». Ирина Хакамада и ее «Дао жизни»
Забытая коллекция John Galliano
Поэзия в сети: возрождение или публичная смерть?
Мэри Пикфорд: «Шоу должно продолжаться»