Партнеры Живи добром

И это все о нем. Виль Липатов


Русский писатель Липатов Виль Владимирович родился 10 апреля 1927 года в городе Чите. Детство прошло в селе Новокороткино Чажемтовского сельского поселения Колпашевского района Новосибирской (ныне Томской) области. Мальчишка, выросший среди природы, игравший на реке и в лесу, он и действие своих историй переносит на широкие родные просторы. Русский язык знал хорошо с детства, благодаря матери, которая была преподавателем литературы, и которая много времени уделяла языку. Склонность к журналисткой деятельности досталась от отца.  


Это всё о нем

 

Мать хотела видеть Виля инженером, — в то нелегкое время ей казалось, что эта профессия может дать человеку спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Поэтому после окончания школы, несмотря на заурядные знания по математике, он поступает в Новосибирский институт военных инженеров транспорта. Как и следовало ожидать, инженерная карьера не задалась - Липатов переводится на отделение истории Томского педагогического института.


Мать не раз припоминала его амбициозные слова: «Я поступаю на истфак потому, что хочу изучить досконально законы развития человеческого общества. Литературу я знаю хорошо, теперь буду знать историю!»


По окончанию третьего курса начинает работать в томской областной газете «Красное знамя», ему разрешили окончить институт экстерном, что в то время было исключительным случаем. Во время работы в газете, были опубликованы первые рассказы: «Самолетный кочегар» и «Двое в тельняшках»(1956 г.). В 1958 году вышла его первая книга «Шестеро». Здесь писатель проверяет своих героев на прочность, отправив их перегонять тракторы через тайгу в только что открывшийся леспромхоз, которых на пути настигает буран.

 

В тот же год Виль Владимирович переезжает в Читу, где работает в газете «На боевом посту» литературным секретарем; 1964–1966 гг – специальный корреспондент газеты «Советская Россия». С 1965 по 1967г жил в Брянске, а в 1967 – переехал в Москву.


В  своих произведениях Липатов поднимает важные жизненные темы. Его проза пропитана острыми проблемами. Им поставлено много насущных вопросов: конфликт отношений между индивидуумом и обществом, личностный рост человека, чувство трудового товарищества, все они проходят, пожалуй, через все его произведения. В частности, они подняты в последующих работах: Капитан «Смелого» 1959г, Своя ноша не тянет 1959г, Глухая Мята 1960г, Стрежень1961г, Зуб мудрости 1961г, Черный Яр 1963 г, Смерть Егора Сузуна 1963 г, повесть «Чужой» 1964, вызвавшая споры критиков, а также в пьесе Земля не на китах 1966г. И в каждом из своих произведений он откликается на то, что волновало советское общество.


 В 1967 году увидели свет повести и рассказы из цикла «Деревенский детектив», образ участкового уполномоченного Анискина покорил читателей, и принес писателю всесоюзную известность.


Деревенский детектив

 

В 1968 и 1969 годах выходят яркие повести «Лида Вараксина» и «Сказание о директоре Прончатове». «Серая мышь» изданная 1970 г повествует о судьбе деревенского искателя правды, Семена Баландина. Разочаровавшись в своих стремлениях и надеждах, он находит утешение в пьянстве. «Ещё до войны» выходит в 1971 г.

 

Одной из самых известных повестей стала «И это все о нем» 1974г. Когда- то ее изучали в школе, и даже писали по ней сочинение. Ее главный герой Женька Столетов, молодой человек, комсомолец, в котором жива высокая, вечная правда идеи. Его противоположность - Гасилов, начальник лесосеки, лишенный духовности, заложник корыстолюбия. Здесь писатель показывает явление, рожденное потребительскими взглядами на жизнь, удивительным талантом мещанина любой ценой достигнуть существования в достатке. Это явление заметным образом укоренилось в нашей современной жизни.


В 1977 году был написаны: роман «Игорь Саввович», где Липатов продолжает поднимать вопросы о том, каким опасным становится материальное благосостояние для человека без стремления к духовному росту, и «Житие Ванюшки Мурзина», или «Любовь в Старо-Короткине». Есть и неопубликованная вещь - «Выборы пятидесятого» (конец 1960-х годов). Талантливый журналист, пишет очерк-«подвал» о старой работнице, живущей в невыносимых условиях и, несмотря на это, продолжающей обожествлять Сталина. Писатель пародийно изображает историю об искаженном сознании рядового труженика советской эпохи и его нелегком существовании. 


Так – же Липатов является автором «Заглавное начальство» 1960, «Мистер-Твистер»1967,  «Кукла госпожи Барк»1967, «Сильно долгие сны» 1979.

«Однако помирать пора, надо роман писать!» – как-то сказал Виль Владимирович своей дочери, и пишет роман «Лев на лужайке» (1978–1979; опубликован в 1989–1990). Он рассказывает историю журналиста, который сделал впечатляющую карьеру. Этот роман в какой-то степени автобиографичен.  Во время его написания автор смертельно болен – это его последнее произведение.


Это всё о нем


Хочу отметить, что кино послужило началом понимания искусства для маленького Виля. Конечно, и до этого оно присутствовало в его жизни - мать в детстве читала произведения лучших из русских писателей, но только кино смогло пробудить в нем то понимание, которое он воплощал в своей литературе. Когда читаешь его, когда бежишь по его строчкам, каждое слово обретает форму, превращаясь в живой образ. Его книги не читаются, а смотрятся, подобно кино. Описания природы, несомненно, срисованы с натуры, тонкие, четкие детали образов героев, простого рабочего народа, делают его повести поистине подлинными. Даже критик А. Макаров говорил о кинематографичности его прозы. Некоторые из его произведений действительно ожили на экране. По таким из них, как  «Деревенский детектив» (1968),  «Инженер Прончатов» (1972), «Анискин и Фантомас» (1974), «Иван и Коломбина» (1975), «И это все о нем» (1977), «И снова Анискин» (1978), «Что можно Кузенкову?» (1980),  «Еще до войны» (1982), «Игорь Саввович» (1986),  «Серая мышь» (1988)  были поставлены фильмы,  в том числе и самим автором. Сценарий телефильма «И это всё о нём» принес ему премию Ленинского комсомола (1978) .

 Как многие писатели Виль Владимирович Липатов не думал быть писателем, но точно стал им не случайно.                                                                                                                                    

                                                     

Мещерякова Инна



 

Рекомендуем

Антонио Гауди – гений или сумасшедший?
Итоги проекта «Театральное ПТУ.Версия 3.0»
Простая геометрия Кардена
Невероятная история деревянного мальчика
Выставка-интервенция в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Неповторимая блондинка Ким Бейсингер
Георгий Товстоногов: «несъедобный» диктатор русского театра
Биши Шелли. Романтик и рационалист
Игра по правилам Греты Гарбо
Алексей фон Явленский: «Моя работа — это моя молитва, высказанная красками»