Партнеры Живи добром

Пути и открытия Редьярда Киплинга

 

Джозеф Редьярд Киплинг родился в 1865 году в Индии, тогда еще британской колонии, в семье художника и преподавателя изящных искусств, в Бомбее, Джона Локвуда Киплига и его жены Алисы. Супруги идентифицировали себя как англо-индийцы, что в то время было распространено среди англичан, проживающих в Индии. Так же позднее будет называть себя Редьярд Киплинг, а вопросы национальной принадлежности станут характерной особенностью его произведений.

Раннее детство будущего писателя было далеко не таким, как у его сверстников в Англии. Индийская культура, религия, быт и природа не просто вызвали симпатию у маленького Киплинга, но во многом повлияли на его ментальность. В Бомбее он не был вынужден учиться в пансионе с его строгими правилами, и был по-настоящему свободен.

киплинг1.jpg

Однако в возрасте пяти, по решению родителей, ему все-таки пришлось сменить индийскую свободу на южное побережье Англии, город Саутси, где он жил в семье Холлоуэй, которая принимала у себя детей англичан, служивших в Индийской  колонии. В отличие от своей младшей сестры Трикс, Редьярду было сложно привыкнуть к дисциплине, но в дальнейшем он скажет, что подробные допросы миссис Холоуэй побудили его быть внимательней к своим выдумкам, что уже тогда стало зачатками литературного вымысла.

В возрасте двенадцати лет он был отправлен в частную школу недалеко от английского города Байдфорда. Именно там, при поощрении со стороны директора пансионата, старого друга отца Киплинга, он начал развивать интерес к литературе и свои писательские способности. Четыре года спустя, в 1882 году, шестнадцатилетний Киплинг возвращается к своим родителям на восток, но уже в город Лахор (современная территория Пакистана).

Благодаря развитым в школе навыкам письма он начинает деятельность журналиста в таких местных изданиях, как газета «Пионер» и «Гражданская и военная газета». В это же время он начинает писать стихи, поэмы и короткие рассказы, которые публикуются наряду с его статьями и репортажами. Написанные в это время произведения в дальнейшем сформировали первый пласт его творчества.

киплинг.jpg

В 1889 году начинается новый, самостоятельный, период жизни Киплинга, связанный с его возвращением в Англию. Но сначала он решает отправиться в Сан-Франциско через Сингапур, Гонконг и Японию. Совершив поездку по США и встретившись в Нью-Йорке с Марком Твеном,  Киплинг приезжает в Лондон. Именно в это время начинается его признание в качестве автора, в 1890 году выходит его роман «Свет погас», в 1891 году – роман «Наулака: история о западе и востоке».

В этом же году из-за нервного срыва, по рекомендации врачей, Киплинг вновь отправляется в путешествие и посещает Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию и родную Индию, собираясь провести Рождество с родителями. Однако внезапно приходит известие о смерти его близкого друга и издателя Уолкотта Балестира, и Киплинг незамедлительно отправляется в Англию.

Там он встречает сестру Балестира, Кэрри, которая вскоре становится его женой. В 1892 году пара отправляется в путешествие, но по прибытии в Японию узнает о банкротстве банка, в котором находились их сбережения. Это происшествие вынуждает их отправиться в США к родственникам, в штат Вермонт. Следующий период жизни Киплинга был творчески плодотворным: создаются такие известные произведения, как «Книга джунглей», «Отважные мореплаватели» и сборник «Труды дня».

джунгли.jpg

В 1896 году семья возвращается в Англию, где произведения писателя становятся все более спорными, идейно вовлеченными в политику империализма и часто вызывают резкую критику. Например, известно, что сам Марк Твен подверг критике поэму «Бремя белого человека», не согласившись с проколонизаторской и, как считали многие, расистской позицией по отношению к неевропейским народам, якобы нуждающимся в помощи европейцев. 

История вокруг этой поэмы дала пищу для дальнейших спекуляций на эту тему, которые ведутся до сих пор. Однако сложно назвать Киплинга расистом, но даже если он и допускал подобные мысли по отношению к колонизированным Британией этносам, это происходило скорее несознательно. 

картина киплинг.jpg

В его пользу можно отметить негативное отношение к национал-социалистической немецкой партии. В 1935 году Киплинг даже убирает знак удачи, встречающийся во многих восточных культурах – свастику – с обложки своего именного журнала, который он использовал в его оригинальном смысле задолго до появления нацистов. 

С этих пор Киплинг становится «Поэтом империи» и продолжает много путешествовать по британским колониям. В 1902 году выходит знаменитый сборник для детей «Сказки просто так», а за год до этого выходит роман «Ким», получивший в 1907 году Нобелевскую премию. Признание и слава окружают Киплинга, и в начале Первой мировой войны он усердно пишет памфлеты, стихи и короткие рассказы, восхваляющие армию Британии, принимает предложение писать пропагандистские тексты. 

киплинг2.jpg

В 1922 году он назначается ректором Университета св. Андрея в Шотландии, продолжает активно участвовать в политике страны, выражая свою позицию отстаивания господства в мире большой и сильной империи. Ближе к концу жизни Киплинг стал писать гораздо меньше, а его здоровье стало ухудшаться, и в 1936 году он умер в возрасте 70 лет. 

Несмотря на противоречивость его позиции по многим вопросам, он оставил значительный след в истории английской и мировой литературы. Хотя и сложно оценивать творчество какого-либо писателя без оглядки на его аспекты мировоззрения, в данном случае приходится действительно попытаться принять точку зрения Киплинга, в крайнем случае, на момент прочтения его книг.

 

Анастасия Сигачева



 

Рекомендуем

Станислав Ростоцкий. Энциклопедист советского кино
Уильям Стайрон: исследователь человеческих мук
Поезд длиной в жизнь. «Насквозь» Ольги Привольновой на кинофестивале BEAT
Мастер-классы на выставке «Кижская азбука»
38-й ММКФ. Конкурс. "Мари и неудачники" реж. Себастьен Бетбедер
Ирина Муравьёва. Не славы ради
Валентин Черных: «Простите за известность»
Французская "большая опера" и ее создатель Джакомо Мейербер
Где начинается Родина («Kitoboy», реж. Филипп Юрьев)
Измена как предчувствие («Верность» реж. Нигина Сайфуллаева)