Партнеры Живи добром

«Что к чему?» или экскурсия по Кунсткамере


Кунсткамера всегда ассоциируется у нас с коллекцией уродцев, находящихся в этом старейшем музее. Однако, в музее представлено не только лишь собрание анатомических дефектов, но и быт разных народов. Официально Кунсткамера именуется «Музей антропологии и этнографии».

Название музея происходит из немецкого «Kunstkammer», что в переводе на русский означает «комната искусств». В прошлом так назывались различные исторические и естественно-научные коллекции и места их хранения.

Кунсткамера

Как мы помним из школьной программы, Кунсткамера была создана императором Петром I. Он много путешествовал и изучал европейские страны. В городах Англии и Голландии он был впечатлен собраниями редкостей, которые ему приходилось видеть при дворе.

Потрясённый увиденным, Пётр задумал устроить подобное на родине. Он стал приобретать различные коллекции, редкости, ценности, не жалея никаких средств. Эти предметы хранились в «государевом Кабинете», ставшим впоследствии Петровской Кунсткамерой – первым естественно-научным кабинетом в Российской империи.

Считается, что датой основания является 1714 год, когда собранная императором коллекция была размещена в служебном доме при Летнем дворце. Экспонатов музея становилось всё больше, и тогда было принято решение спроектировать здание музея на стрелке Васильевского острова. Кунсткамера постепенно становилась крупнейшим научным центром.

Содержимое музея пополнялось также в результате научных экспедиций российских путешественников, таких, как Миклухо-Маклай, Кук, Крузенштерн и других. Путешественники должны были обязательно привозить что-то, что могло представлять интерес для музея.

Кунсткамера

Кунсткамера делится на несколько залов. Входя в первый зал, посетитель погружается в атмосферу Северной Америки прошлого. Здесь можно увидеть, как жили коренные народы континента – эскимосы, алеуты, индейцы. Особое значение эти народы придавали шаманскому культу, который во всех красках представлен в музейной экспозиции. В частности, можно лицезреть ритуальный танец вызова дождя.

После этого гости музея попадают в японский зал. Экспозиция рассказывает о том, что главным занятием этих народов было рыболовство. Этому промыслу посвящено огромное количество экспонатов: крючки, сети, ловушки. Поражают взор доспехи самураев. Весьма интересными представляются сюжеты о традиционном японском театре, где все роли исполняли мужчины.

Африканский зал встречает посетителей своей яркостью и самобытностью. Выставлены в большом количестве орудия труда земледельцев. Прекрасно показан нелёгкий быт африканских женщин. Представлены изделия, выполненные из дерева и кости. Кроме того, можно увидеть маски для погребальных обрядов.

Экспозиция «Китай и Монголия» впечатляет! Китай представляет множество изделий из фарфора, слоновой кости и других материалов. В монгольской части экспозиции выставлено жилище кочевника – знаменитая юрта.

В самой известной части Кунсткамеры располагаются экспонаты с различными анатомическими дефектами: младенцы-циклопы, сиамские близнецы, младенцы с заячьей губой, двуглавого ягнёнок. Также представлены различные препараты внутренних органов человека.

Как известно, император прикупил анатомическую коллекцию у Фредерика Рюйша – знаменитого нидерландского анатома. Этот учёный изобрёл уникальный способ инъецирования, сохраняющий прижизненный вид объекта.

Кунсткамера

В Кунсткамере также находятся музей М.В. Ломоносова (он проработал в этом здании с 1741 по 1765 год) и экспозиция, посвящённая первой в России обсерватории, где среди прочих экспонатов можно увидеть знаменитый Готторпский глобус.

Кунсткамера представляет интерес для широкого круга посетителей – от простых обывателей до учёных. Это то место, в котором должен побывать каждый, чтобы обогатиться интеллектуально и прикоснуться к истории.


 

Анна Некрасова




 

Рекомендуем

Искусство трейлера
Том Хэнкс. Дон-Кихот по-американски
Оскар за платье
Внеземные существа Тильды Суинтон
Tseleevo Grand Opening 2014
MBFW Russia SS’18: итоги 3 дня
Повелитель приключений. Эдгар Райс Берроуз
Взрывная шпионка («Красный воробей» реж. Френсис Лоуренс)
«Наука видеть» или «вселенское чувство» Кузьмы Петрова-Водкина
Жан-Франсуа Рафаэлли: хроники парижских окрестностей