Борис Кустодиев: «Я сам удивляюсь своей жизнеспособности»
Художник Борис Михайлович Кустодиев – автор знаменитой картины «Купчиха за чаем» – поистине талантливый человек и мастер своего дела. Ему удалось с изяществом передать на холсте бытовые стороны жизни русского народа. Его портреты наполнены глубоким психологическим анализом. Кроме того, Борис Михайлович ещё и книжный иллюстратор ряда сатирических журналов и театральный декоратор.
Однако художественную стезю Кустодиев выбрал не сразу. В молодости он хотел пойти по церковному пути, как и его родственники. Борис учился в церковной семинарии. И именно там обнаружились его способности к иконописи. А затем юный художник заинтересовался скульптурой и начал вырезать фигурки различных животных. Как известно, Кустодиев особенно отличился в искусстве портрета. Интересен парадный портрет великого русского музыканта Фёдора Шаляпина, выполненный мастером. В нижнем углу портрета изображены дочери Шаляпина Мария и Марфа, прогуливающиеся вместе с секретарём отца Дворищиным. У ног музыканта сидит его любимый бульдог. С его участием в композиции было достаточно непросто. Приходилось сажать на шкаф кошку и заставлять собаку «замирать». Шаляпин и Кустодиев частенько общались. Их объединяло то, что оба родились на Волге. Встретившись, Шаляпин и Кустодиев любили запевать задушевные песни. Любитель провинциальной России, Борис Михайлович передавал в своих полотнах её многочисленные детали и краски. В 1920 году поэт Иосиф Бродский заказывает художнику серию «Русь». Она состоит из 26 акварелей, в которых отражена жизнь простого русского люда. Здесь и булочники, и богатые купцы и половые. Все они частички одного большого пазла.
Ценитель женской красоты Кустодиев особое внимание уделял женскому портрету. Он создал свой типаж русской красавицы. Однако самые яркие работы выполнены им в период болезни. Его мучили боли в руках, что не позволяло художнику полноценно работать. В Швейцарии Кустодиеву поставили диагноз «туберкулез костей». Борис Михайлович по совету врачей носил жёсткий корсет от самого подбородка до поясницы. В Европе ему делали операцию из-за опухоли спинного мозга. Лечение не увенчалось успехом и свои картины «Купчиха» и «Красавица» художник выполнил, находясь во власти недуга.
Иллюстраторский талант Бориса Михайловича можно наблюдать в раритетных изданиях произведения Лескова «Штопальщик» и «Леди Магбет Мценского уезда». Обладая твёрдым штрихом, художник работал в технике литографии и гравюры на линолеуме. Талант Кустодиева–декоратора проявился на театральных подмостках. Кустодиев обратился к театральной тематике в 1911 году. Им были созданы декорации к спектаклю А.Н. Островского «Горячее сердце». В декорациях и эскизах костюмов художником прекрасно передан купеческий быт, который он так любил воплощать в своих картинах. Отметился Кустодиев и в сатирических журналах «Жупел», «Адская почта», «Искра». Реакцией художника на Кровавое воскресение стала его работа «Вступление. 1905 год. Москва». Во втором номере «Жупела» была опубликована художественная сатира на государственного чиновника С.Ю. Витте.
После революционных событий Кустодиев изображает их на обложках журналов «Красная Нива» и «Красная панорама». В 1920 году Борис Михайлович выполнил произведение «Большевик». На этом полотне изображен исполин, движущийся на церковь. Работа была горячо встречена новой властью. С 1916 года ноги его парализованы, и он навсегда прикован к креслу. Несмотря на это Кустодиев совершает поездки в Финляндию, Астрахань, Крым, Кострому.
В письме к режиссёру В.В. Лужскому он пишет: «Только ради бога, Василий Васильевич, не говорите о моей болезни никому, а, напротив, что я здоров и весел, впрочем, это правда, несмотря на ужасные боли, – я сам удивляюсь на свою жизнеспособность и даже жизнерадостность. Уж очень люблю, видно, жить!». Но для того чтобы жить, Кустодиеву нужно было работать. Это и была его форма жизни. Перед смертью Борис Кустодиев попросил на его могиле посадить березу, и больше ничего, даже надгробной плиты.
Анна Некрасова
|
Рекомендуем |