Партнеры Живи добром

Что нужно знать о фильме «Грех»


 «Грех»       


«Грех» – это новая картина Андрея Кончаловского. Оба его последних фильма – «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (2014) и «Рай» (2016) – получали приз за Лучшую режиссёрскую работу на Венецианском кинофестивале. Премьера «Греха» состоялась в октябре на международном кинофестивале в Риме. И картину можно смело назвать итоговой работой выдающегося 82-х летнего режиссёра.

Фильм – продукт совместного российско-итальянского производства, он полностью снят на итальянском языке и с итальянскими актёрами. Съёмки картины велись в Риме и его окрестностях, во Флоренции и Тоскане, а также в городе Каррара, известном своим мрамором и каменоломнями.                                                

«Грех» рассказывает о коротком отрезке жизни великого скульптора, художника, поэта и архитектора эпохи Возрождения Микеланджело Буонаротти. Кончаловский выбрал тот период, когда он только закончил работу над фресками Сикстинской капеллы в Риме (1512) и приступил к созданию скульптур для надгробия папы Юлия II (1513), а также начал работать над эскизами фасада церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1514). Ни упомянутое надгробие, ни фасад, кстати, так и не были завершены в том виде, в каком задумывались.

Микеланджело в фильме показан совершенно неожиданно и непривычно. Вы увидите не великого гения и титана Возрождения, а живого, слабого и мелочного человека, совершающего нелицеприятные поступки. Человека, постоянно говорящего о деньгах и зависимого от них. И при этом всё равно гениального – в фильме его часто называют «Il Divino» - «божественный».

 «Грех»

По словам самого Кончаловского, при создании фильма его интересовали не только личность, творчество и эпоха, в которую жил Микеланджело, но ещё и вечно актуальная тема отношений художника с властью. На протяжении фильма Микеланджело пытается угодить сразу двум самым влиятельным и враждующим между собой семействам Медичи и делла Ровере.

Режиссёр в интервью не даёт ответа на вопрос о том, какой грех Микеланджело в фильме он сам считает главным. Это каждый зритель должен понять для себя сам.

Изначально картину планировалось назвать по-другому. Было два варианта: «Монстр» и «Сны мрамора». «Монстр» – это прозвище огромной глыбы мрамора, которая становится центральным образом всего фильма. От этого названия отказались после того, как продюсер картины Эльда Ферри сказала, что так зритель будет думать, что перед ним очередной хоррор. Идея второго названия возникла у Кончаловского после прочтения знаменитого четверостишия Микеланджело, сочиненного им в ответ на строки поэта Джованни Строцци. Это стихотворение написано от лица знаменитой статуи «Ночь» в гробнице Медичи и, наверное, больше всего известно в переводе Фёдора Тютчева:

Молчи, прошу, не смей меня будить.
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать – удел завидный...
Отрадно спать, отрадней камнем быть.


 «Грех»

Место действия в фильме постоянно переносится в разные места, и на экране возникает множество реальных персонажей эпохи Возрождения. Для тех, кто боится запутаться в персоналиях и местах действия, Кончаловский специально снабдил свой фильм титрами.

«Грех» снят в непривычном для зрителя формате изображения 4:3, которое не часто используется в большом кино. То есть пространство кадра в фильме приближено к очертаниям квадрата. При этом работа российского оператора Александра Симонова выше всяких похвал, многие сцены по композиции и цвету стилизованы под живописные фрески.

Музыку к фильму создал великий кинокомпозитор Эдуард Артемьев, работавший над лучшими фильмами Тарковского, Кончаловского и Михалкова.

Специально для фильма художник-постановщик Маурицио Сабатини со своей командой создали копию Сикстинской капеллы в натуральную величину. Также Кончаловскому и его съемочной группе разрешили временно засыпать землёй одну из флорентийских площадей для воссоздания того, как она выглядела в XVI веке.

 «Грех»

Несмотря на поразительно и детально воссозданную фактуру и атмосферу эпохи, фильм нельзя назвать до конца реалистическим. Например, в нем есть сцены видений и снов Микеланджело, а ближе к концу ему является дух самого великого Данте.

Сам Кончаловский не считает «Грех» историческим фильмом и говорит, что «также сложно сделать картину, по сути, о современном человеке, также как и о человеке XVI века, и III века, и II века до нашей эры».

У картины Кончаловского, строго говоря, нет начала и конца. Потому что «Грех» - не типовой и стандартный байопик, а настоящее авторское кино. И его можно поставить в один ряд с лучшими нетипичными картинами о художниках последних лет – фильмами «Уильям Тёрнер» (2014) Майка Ли и «Ван Гог. На пороге вечности» (2017) Джулиана Шнабеля.

Эпизодическую роль в фильме исполнила жена и муза режиссёра актриса Юлия Высоцкая. Но её роль без слов и почти статична, так что зрителю нужно быть крайне внимательным, чтобы не пропустить её появление.

«Грех» содержит в себе несколько очень заметных и важных смысловых параллелей с другим кинопроизведением об отношении гениального художника с его эпохой – «Андреем Рублёвым» (1964) Тарковского, к которому Кончаловский писал сценарий. Как сам он говорит в интервью, художник занимается тем, что создает прекрасное из ничтожного. И в фильме ему интереснее всего было попробовать показать, на каком фоне, из какой среды возникли гениальные произведения Микеланджело.

 «Грех»

«Я хотел выразить бога, а обрел только красоту человека» - говорит Микеланджело в фильме. И Кончаловский считает, что в этом «может быть, есть не только великое достоинство, но и великое заблуждение гениев Возрождения».

В фильме много непрофессиональных актёров. Например, исполнитель главной роли Альберто Тестоне никогда специально не учился актёрскому мастерству. Кастинг шёл на протяжении нескольких месяцев, искали людей со сломанным носом (так как у Микеланджело нос был сломан с юности). Тестоне был выбран из нескольких претендентов из-за удивительного портретного сходства со своим героем, а также из-за схожего с ним темперамента.

Всех каррарских каменотёсов играют реальные обитатели Каррары, выходцы из тех семей, что живут там вот уже несколько тысяч лет. Кончаловский говорит, что хотел найти для своего фильма такие лица, «которые не могут лгать», ведь лицо человека определяет эпоху.

Как сообщает один из главных биографов Микеланджело Джорджо Вазари, перед смертью он сказал: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным». Фильм Кончаловского, который при подготовке к съемкам наверняка читал Вазари, можно счесть прямой иллюстрацией этой фразы.

«Грех» - в кинотеатрах с 14 ноября.         

                                                                                                                                                                             

Иван Цуркан



 

Рекомендуем

Анна Серова "Я постоянно нахожусь в творческом процессе и эволюции знаний."
Уильям Стайрон: исследователь человеческих мук
"Век музеев". Официальный ролик
Музей «Кижи» приглашает молодожёнов на праздник «Старый город. Зима»
Клод Моне. Объятый впечатлением
Великая Ульяна Лопаткина
Рени Гвидо — подражатель античности или мастер высокой техники?
Он хранил скелет под диваном, так как шкаф был занят другими вещами
Заведенные жизнью. Премьера спектакля «Заводной апельсин» в Театре Наций
Дыхание жизни ("Вечность" реж. Чан Ань Хунг)