Партнеры Живи добром

Что такое каллиграфия и с чем её едят?

 

Дословный перевод слова «каллиграфия» – красивое письмо. Отсюда и наиболее расхожее определение – искусство красиво писать. И пожалуй, главное слово здесь – искусство. Каллиграфия всегда была связана с некой элитарностью, даже когда служила вполне конкретным целям.

На Востоке, например, в Китае, каллиграфия считается традиционным видом искусства наравне с поэзией и живописью, а также служит формой медитации. В странах ислама каллиграфическое искусство и является практически единственным выразительным средством.

каллиграфия.jpeg

История каллиграфии неразрывно связана с историей письменности и эволюцией шрифтов. Письмо, как мы знаем, ведёт начало от простейших знаковых рисунков, проходя этап клинописи и иероглифов, чтобы, наконец, стать условным графическим изображением устной речи: собственно алфавитом.

Латинская, а впоследствии и общеевропейская письменность сформировалась на основе греческого и этрусского алфавитов. Интересно, что ещё до греков существовало два вида написания букв. Затейливый, почти орнаментальный вариант обычно украшал памятники и монументы, а в книгах и рукописях использовался более простой и понятный стиль.

Упрощению греческого алфавита способствовали римляне, а вот развитию шрифтов христианство. Необходимость переписывания Библии открыла новые возможности. С V века наиболее распространённым становится маюскульный или унциальный шрифт, особенность которого состоит в том, что заглавные буквы не соединяются между собой. Распространившись по всей Европе, этот шрифт, естественно, обзавелся многочисленными региональными вариациями и местными почерками.

Переворот происходит в VII веке и связан с правлением Карла Великого, который дал указ о создании единого шрифта. Были разработаны грамматические правила, закреплены определённые функции за большими и малыми буквами. Кроме того буквы стали писаться слитно. Этот шрифт получил название каролингского минускула, и основными его положениями мы пользуемся до сих пор.

каролингский минускул.jpg

Готический стиль, охвативший Европу с XI века, породил и готический шрифт. Ломаные, угловатые формы букв сменили унциальные, и существовали вплоть до эпохи Возрождения. Великого поэта Петрарку можно назвать первым каллиграфом, в современном смысле этого слова: именно он в своём увлечении письмом возродил классические доготические формы и назвал их антиквенными.

Казалось бы, изобретение печатного станка в начале XVI века должно было положить конец рукописным шрифтам. С одной стороны, так и случилось: на их основе были созданы гарнитуры для печатных шрифтов. Но именно потеряв свою утилитарную функцию, письмо стало развиваться лишь ради красоты, экспрессии и оригинальности, что и является основными признаками каллиграфии.

Каллиграфическим почерком писали письма, подписывали официальные документы, оформляли приглашения. В конце XIX века началась эра «печатной машинки», но в то же время произошло и новое возрождение каллиграфии.


Вильям Моррис и его объединение «Искусства и ремесла» призывали вернуться к довозрожденческим шрифтам. А Эдвард Джонстон, которого называют отцом современной каллиграфии, создал так называемый основной шрифт, база которого лежит в древнем унциальном шрифте. Он же является автором фундаментальных работ по истории письма и каллиграфии.

Основой каллиграфии в прошлом было созвучие ясности, изящества и красоты без потери читаемости и удобства. Сейчас можно наблюдать обратную ситуацию: в век технологий, когда чёткость достигается очень простыми методами, а аккуратность граничит со скукой, каллиграфия, возможно, теряет свою изначальную сущность. Это уже не искусство красивого письма, а искусство самовыражения с помощью письма.

Таким образом, сегодня каллиграфия стала самостоятельным видом искусства, своеобразной живописью. В произведениях современных художников-каллиграфов буквы могут сочетаться с экспрессивными абстрактными мазками, различными фактурами, создавая впечатление даже некой недоделанности. Прекрасным примером такого творчества являются работы современной французской художницы Софи Вербеек.

Софи Вербеек 2.jpg

Конечно, каллиграфия не теряет своей связи с дизайном. Наоборот, каллиграфические шрифты находятся сейчас на пике популярности. Ими пользуются при создании свадебных приглашений, логотипов. Можно вспомнить и популярный сейчас леттерниг на окнах или меловых досках в ресторанах, который тоже появился благодаря каллиграфии.

Идеальное соотношение искусства и дизайна, юмора и мастерства воплотилось в работах российского объединения художников «Заязык». Они создают картины и арт-постеры, а также принты для одежды и различных мелочей. И всё это на основе каллиграфических шрифтов.

Закончить хотелось бы цитатой известного немецкого каллиграфа Германа Цапфа: «Каллиграфия – это мирное и благородное искусство, удел хорошо образованных людей, работающих с полной отдачей и усердием: в штрихи и буквы мы вкладываем наши чувства и переживания, частицу самих себя».

 

 

Елизавета Воробьёва

 

 


 

Рекомендуем

«Улица» дружбе не помеха ("Середина 90-х" реж. Джона Хилл)
Волшебное обаяние Аделины Патти
Боги на экране. Театр продолжает искать новые формы
Эрик Берн «Что мы говорим после того, как сказали «привет»: психология человеческой судьбы»
Концерт, посвященный памяти жертв геноцида армян
Всё что нужно знать о Джорджио Армани
Торквато Тассо. Улыбаясь смерти
Круглый стол «Революционная Франция и мир»
Элина Гаранча: «Мой голос не для записи, меня надо слушать вживую»
Индивидуальный в своем роде спектакль "Люфт". Премьера