«Джоконда»: правда и вымысел
Если бы я часто смотрела в глаза Джоконде, я бы сошла с ума: она обо мне знает все, а я о ней ничего! Фаина Раневская
15 апреля 1452 г. на свет появился гениальный художник, ученый, изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Уже более полувека искусствоведы пытаются разгадать секрет его одной из самых популярных и самых таинственных картин «Джоконды». Кто изображен на портрете? Что таит в себе улыбка Мона Лизы? Выдвигаются различные теории, от простых до, казалось бы, невероятных. Не прекращаются споры и научные дискуссии. Попробуем разобраться в фактах и домыслах.
Работа над портретом итальянки началась в 1503 г. и продолжалась более десяти лет. Эта картина была в числе тех немногих произведений, которые Леонардо забрал с собой во Францию, навсегда покидая Италию. Сегодня она является одним из шедевров экспозиции Лувра. Хранится под тройным пуленепробиваемым стеклом, в специальном ящике с кондиционером, поддерживающим нужную влажность. Но если Леонардо было не суждено вернуться в родные пенаты, то судьба «Джоконды» складывалась несколько иначе. В 1911 г. в результате кражи полотно было вывезено обратно в Италию. По прошествии двух лет выяснилось, что виновником случившегося оказался бывший работник музея по имени Винченцо Перуджа, стремившийся вернуть картину на историческую родину, тем самым восстановив справедливость.
В чем же секрет такой манящей силы портрета, толкающей людей на преступления?
Когда картину в 1962 г. привезли на выставку в США, президент Кеннеди отметил, что этот шедевр не только проявление высшего мастерства художника и выражение его видения искусства, но и проводник идеалов гуманизма, преемниками которого мы все являемся. По словам американского лидера, «создатель картины воплотил в ней основное назначение всей нашей цивилизации».
Да Винчи был уверен, что живопись хранит красоту людей и наделяет их бессмертием. Когда же смерть разрушает живое, живопись сохраняет образ божественной красоты. Так чей же образ на века остался в истории?
Изабелла Галанда, Изабелла д’Эсте, Констанция д’Авалос, Лиза Герардини – все эти женщины претендовали на право считаться Джокондой. Первая из них была любовницей Джулиано Медичи и частым гостем живописца. Изабелла д’Эсте, супруга маркграфа Мантуи, покровительствовала знаменитым художникам и не раз обращалась с просьбой к Леонардо написать ее портрет. Известно, что отказывая многим знатным особам, ей он все-таки уступил и сделал два наброска, один из которых отдал заказчице, а второй оставил у себя. На все последующие мольбы прислать эскиз или же доработать его Леонардо не отвечал, поэтому судьба второго рисунка неизвестна. Третья женщина в нашем списке – Констанция д’Авалос имела прозвище «веселая», что по-итальянски означает «La Gioconda». Кроме того в посвященных ей поэтических строках, ее называют натурщицей художника Винчи.
А может быть на полотне запечатлена и вовсе не женщина? В 1996 г. американская художница Шварц выдвинула очень смелую и интересную идею о том, что «Джоконда» - это автопортрет художника. Она взяла портрет великого итальянца 1518 г. и с помощью компьютера сопоставила его с изображением Моны Лизы, добившись в масштабе одинакового расстояния между зрачками. В результате получилось зеркальное отражение одного и того же лица.
Но наибольший интерес у искусствоведов вызывала фигура одной флорентийской дамы, жены торговца Франческо дель Джокондо, в девичестве Лизы Герардини. В 2005 г. ученые из Гейдельбергского университета на полях книги, принадлежащей знакомому Леонардо, Агостино Веспуччи, нашли запись, в которой сказано, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых — портрет Лизы Герардини». Таким образом, многие историки искусства склоны полагать, что эта женщина и есть Мона Лиза. Известно, что в это время Лиза была беременна, поэтому вполне вероятно, что портрет был заказан в знак этого события.
Профессор Йельского университета США Шервин Нуланд совершенно уверен в том, что Мона Лиза находится в интересном положении: «Посмотрите на ее руки, она довольно молода, лет двадцать с небольшим, но приглядитесь повнимательнее, ее пальцы распухли. Она сложила руки на животе совершенно особенным способом, как это делают женщины на позднем сроке беременности».
Леонардо очень интересовался вопросами зарождения жизни. Он как ученый колоссальное время проводил в моргах, изучая строение человеческого тела. Он в прямом смысле слова видел зарождение плода изнутри. С такой же одержимостью да Винчи пытался постичь и тайны природы, мечтал привести в порядок творение Бога, зная, что иногда природа бывает опасна и непредсказуема. Так может этот портрет и представляет собой моментальный снимок великого разума Леонарда, квинтэссенцию всего, что он постиг?
Шерри Льюис, геолог, подчеркивает, что, глядя на картину, понимаешь, как скоротечно время. Это ощущение усиливается при виде ландшафта на заднем плане. Вот река, несущая свои воды с вершины горы, собирая на своем пути песок и камни, преодолевает огромный путь, чтобы стать частью моря. А затем эта же вода снова попадает в горы. И так бесконечно. Непрерывный цикл геологического времени.
Женщина на картине Леонардо вбирает в себя весь опыт мира, всю красоту, к которой стремится изболевшая душа. Помните классика: «Тела живых существ исчезли в прахе, и вечная материя обратила их в камни, в воду, в облака, а души их вселились в одну. Общая мировая душа – это я…» Она становится символом, приобретает божественное начало. Она старше скал, которые ее окружают. Она много раз умирала и вновь воскресала. Она познала тайны гробницы. Может поэтому она так загадочно и улыбается?
«Лично мне эта улыбка говорит, я знаю то, чего вы никогда не узнаете. Я понимаю вас и мир так, как вы никогда не поймете вы. Это послание гения человечеству, но в тоже время это послание и самому себе. Вот почему мне кажется, что в этом портрете его биография и автобиография одновременно», - считает Нуланд.
Зигмунд Фрейд высказал мысль, что таинственная улыбка изображенной итальянки на самом деле принадлежала его матери. «Эта улыбка настолько его зачаровывала, что художник вновь нашел ее у этой женщины из Флоренции». Незаконнорожденный Леонардо провел с матерью лишь первые годы своей жизни. И хотя он вырос в любви и заботе, разлука с самым близким человеком отложила отпечаток на все его творчество. Эту же чарующую улыбку Фрейд видит и в более поздних картинах «Мадонна и Святая Анна» и «Иоанн Креститель».
А может она улыбается, потому что ее веселят музыканты и клоуны, пока художник пишет свой шедевр? Кто знает… Для нас, людей, живущих в двадцать первом веке, это навсегда останется загадкой. Загадкой «Джоконды».
Елена Полянская
|
Рекомендуем |