Партнеры Живи добром

Джорджо Моранди: ко Дню рождения одиночки XX века


Наверняка вам хоть раз доводилось бывать в художественной школе. Быть может, вы там учились, а, возможно, случайно в нее забрели. Коридоры «кузницы мастеров» всегда украшают работами начинающих живописцев, и натюрмортов там больше всего. Граненые стаканы, вазы, бутылки, кувшины, чаши.… А если повесить рядом холсты одного из студентов и Джорджо Моранди, итальянского художника XX века, сумеете ли вы различить их, лишь бегло взглянув?

джорджо моранди натюрморт.jpg

Согласитесь, на первый взгляд и минимализм форм, и вихри мазков, и простота теней, и предсказуемость красок на этом полотне напоминают произведения тех, кто только учится искусству живописи. Однако тут Джорджо Моранди удалось вас обмануть – на самом деле, это один из излюбленных приемов художника, который, безусловно, вовсе не являлся дилетантом своего дела, а был уважаемым мастером.

Моранди родился 20 июля 1890 года в Болонье, довольно крупном городе, расположенном на высотах Апеннин – горного хребта Италии.  Отсюда его летние, полные света и раскаленного жара пейзажи родных мест. Именно у Моранди подернутая дымкой полоса на горизонте – не лазурное Средиземное море, как нередко бывает у итальянских пейзажистов, а горные цепи вдали.

Джорджо Моранди пейзаж.jpg

В начале творческого пути художник был не чужд идей футуризма, принимал участие в тематических вечерах, но затем отверг это учение и увлекся кубизмом, центральной фигурой которого был (и остался) Пабло Пикассо. Однако поиск себя заставил Джорджо Моранди идти дальше, и новым его ориентиром стал Поль Сезанн. Так в творчестве итальянца остался след импрессионизма. Им было создано несколько картин в лучших традициях этого направления. Также Моранди высоко ценил культуру и традиции своей родной страны, являлся почитателем мастеров итальянского Возрождения, таких как Джотто.

Джорджо моранди пейзаж.jpg

Вы могли задаться вопросом: как же так вышло? Столько источников вдохновения, такая широта художественных взглядов (от Ренессанса до модерна) и все воплотилось в этих мрачных натюрмортах? В мутных стеклах бутылок, бурых скатертях, пустых стенах? Вероятно, вы упустили кое-что из виду.

Гению Джорджо Моранди не повезло стать популярным одновременно с расцветом итальянского фашизма, торжеством диктатур, в первых десятилетиях XX века – жесточайшей эпохи современности. Моранди не захотел закрывать глаза на зверства реального мира, прячась за пастельными красками идиллических южных пейзажей. Но и в том, чтобы создавать необъятные полотна, военные панорамы, полные крови, он не чувствовал своего предназначения. А потому посвятил свою жизнь натюрмортам, которые таят в себе несравнимо больше смысла, чем рисованные с натуры вазы и стаканы в коридорах художественных школ.

джорджо Моранди натюрморт.jpg

Невзрачная посуда и утварь  Моранди – это обезличенные, затравленные, погубленные под тяжелыми колесами режимов и войн люди. Вещизм, духовное обнищание, безысходность – вот что действительно зашифровано в полотнах художника. Человек, рожденный свободным, но насильно запертый в клетке своего тела, обреченный остаться никчемным, как пустая бутылка или битая чашка. Сейчас такие холсты трудно поддаются нашему пониманию. Ведь нам, современным людям, повезло гораздо больше, чем тем, кого Моранди увековечил.

И все же, закончить хочется на радостной ноте, пускай и прозвучит она несколько глухо после всего, что сказано. Знаете ли вы, что в Эрмитаже, культурном центре нашей северной столицы, выставлена одна из работ Джорджо Моранди? И вовсе не такая она «беспросветная», как это бывало у мастера. Вы можете поискать свои собственные, куда более светлые смыслы в творении итальянца, не придется даже ехать в Болонью. И наверняка вам удастся найти их. Ведь и в XX веке было много хорошего.

джорджо моранди натюрморт эрмитаж.jpg


Елизавета Вохминцева




 

Рекомендуем

«The Jivesouls»: музыка, которая вдохновляет
Harry Winston. Бриллиант без огранки
Умереть, успеть воскреснуть («1917», реж. Сэм Мендес)
Вупи Голдберг. Истинный цветок подмостков и экрана
Варвара Степанова: «Человек не может жить без чуда»
Квест для мага высшего уровня («Вперёд» реж. Дэн Скэнлон)
Чингиз Айтматов. Лицо советского востока
«Гениальная итальянка»
Кино. Премьера. "Высотка"
ИТОГИ VI ФЕСТИВАЛЯ «МОНОfest»