Партнеры Живи добром

Его иллюстрации складывались в самостоятельную песнь. Евгений Лансере


4 сентября 1875 года – День рождения русского художника Евгения Евгеньевича Лансере, известного советским людям в первую очередь по иллюстрациям книг Льва Николаевича Толстого.  Одаренная личность, он родился в семье скульптора, а племянником приходился самому Александру Николаевичу Бенуа. В таком окружении трудно остаться в стороне от мира красоты и искусства, и талант юного Лансере не преминул обнаружить себя. Четыре года он проводит в Рисовальной школе, а затем продолжает обучение во Франции, где приобретает профессиональные навыки. Однако, не поддавшись очарованию Парижа – центра эстетики и художеств, он возвращается в Россию, где получает известность, работая над оформлением книги «Царская и императорская охота на Руси» в 1902 году. Влюбленный в свою родину – Санкт-Петербург – спустя восемь лет он мастерски иллюстрирует труд Бенуа «Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны».  В течение первого десятилетия двадцатого столетия он также пишет серию изображений Петербурга, отличающихся самобытностью и атмосферностью. Особенно удаются ему исторические сюжеты на тему его любимой Петровской эпохи.

 Здание Двенадцати кллегий 1903г.png

Талант Лансере подлинно раскрылся в иллюстрациях к повести Льва Толстого «Хаджи-Мурат», которая вышла уже после смерти писателя, в 1916 году, в порезанном цензурой варианте. Полную версию опубликовали двумя годами позже. Как отметил А. Н. Бенуа: «рисунки Лансере сохраняют рядом с толстовской колоссальностью и свою значительность, свою прелесть, <…> складываются в самостоятельную песнь». В букинистических магазинах оригинальное издание 1918 года оценивается сейчас в 85000 рублей. Подлинный шедевр, плод работы двух необычайно талантливых людей, она представляет собой свидетельство времени, когда книга была полноценным произведением искусства, а не одним лишь текстом, который можно прочесть на любом электронном носителе.

«Хаджи-Мурат» Л.Н.Толстой с ил. Лансере. 1918 г.png

Иллюстрируя произведения, Лансере очень трепетно относился к делу, полагая, что оформление является важнейшей частью образа книги, во многом определяющей впечатление читателя. Внимательное отношение к деталям, стремление к достоверности изображаемого обеспечили художнику уважение критиков и признание широкой публики.

В 1920 году Лансере уезжает в Тбилиси, где проведет почти 15 лет, работая в этнографическом музее. В этот период тематика его картин меняется в сторону революционной. Несмотря на скептическое отношение к большевикам в первые годы после Революции, он, очевидно, принял новую политическую реальность, адаптировав к ней свое творчество, не без интереса углубившись в иное направление в своем искусстве. Верный принципу максимальной достоверности, он создает работы на тему событий его современности.

«Красные партизаны Дагестана спускаются с гор на защиту советской власти». Триптих. Центральная часть. 1929-1931 гг.png

В 1934 году Лансере возвращается в Россию, где продолжает работу над другим произведением Толстого – «Казаки», а также получает заказы на роспись Казанского вокзала и станции метро Комсомольская. Панно, созданное художником, отдает должное комсомольцам-строителям метрополитена, молодым энтузиастам, сумевшим предотвратить серьезную катастрофу из-за прорыва вод древнего ручья.

Панно по эскизам Лансере, м. Комсомольская.png

В 1943 году Лансере получает Сталинскую премию, а спустя всего лишь год после войны умирает, не закончив работу над вестибюлем Казанского вокзала. Его творчество, отличавшееся гармоничностью и художественной правдоподобностью, безусловно, служит образцом для многих современных иллюстраторов. 


Алина Четаева



 

Рекомендуем

Акутагава Рюноскэ. Одержимый творчеством
Как Юрий Богатырёв уходил от реальности?
"Чужой" среди своих. История франшизы
Кино. Премьера. "Образцовые семьи"
Своей славой она обязана мужьям. Жаклин Кеннеди
Русские музы XX века
Крёстный отец Голливуда: 12 подвигов Роберта де Ниро
Исполнительница недели. ZAZ
Что? Где? Когда? Главные развлечения недели
Ближневосточный колорит на сцене театра им. Е. Вахтангова