Галина Банникова – создательница шрифта советскогоРодившаяся во времена Российской империи в Сарапуле – крупнейшем центре обувной и кожевенной промышленности России, Галина Андреевна Банникова оставила глубочайший след в искусстве графики и шрифта. Являясь студенткой Всероссийской академии художеств, Галина Андреевна испытывала глубокий интерес к графическому рисунку. Девушке приносила огромное удовольствие работа над шрифтами. Окончив академию, Галина Банникова всерьёз взялась за графику. За годы учебы Галина приобрела хорошие знания и навыки, ведь её учителями являлись талантливейшие педагоги, в том числе и по мастерству шрифта.
Банникова трудилась в Отделе наборных шрифтов ВНИИ полиграфической промышленности. Организация, созданная в 1931 году, была научным центром для разработок новых технологических процессов, оборудования и материалов для полиграфических предприятий страны. В то время существовала острая необходимость в художниках наборного шрифта, так как появилась первая отечественная наборная машина. Выпускников художественных заведений привлекали на работу в шрифтовые лаборатории при разработчиках наборных машин. Тогда Галина Банникова совершила прорыв и создала свою книжную гарнитуру - комплект шрифтов различных размеров. Гарнитура, названная именем создательницы, была разработана Галиной в 1946-1948 гг. и явила собой событие государственной важности. Прежде чем явить свету своё детище, Банникова изучила шрифты времён Петра Великого и шрифты Европы эпохи Ренессанса. Она обобщила изученный материал и разработала новый оригинальный кириллический шрифт. Данный шрифт предполагалось использовать при наборе художественной литературы, поэтических произведений, книг, посвящённых искусству. Что, собственно, и было сделано.
Создание шрифта – невероятно сложная и кропотливая работа. Буквы, наиболее ярко раскрывающие характерность шрифта, построены по-особенному: спускающиеся элементы букв «ц», «щ», «д» скошены внутрь и удлинены, верхняя засечка у буквы «л» односторонняя и направлена влево, строчная буква «б» напоминает цифру «6». Внимание также уделено курсиву и полужирному написанию. Особенность шрифта – наплывы в овальных элементах букв. Они расположены асимметрично. Именно эти детали создают образ полёта. Гарнитура кажется декоративной и считается невероятно удобной при чтении. Труд всей жизни Галины Андреевны был отмечен дипломом Первой степени на Всесоюзной выставке книги, графики и плаката в 1957 году. «Банниковская» гарнитура была подвержена оцифровке компанией ParaType в 2001 году и носит название «Bannikova».
Специалисты отмечают, что рисунок гарнитуры крайне сложен для отображения на мониторе в малом размере и слабо поддаётся сглаживанию ClearType, вследствие чего на веб-страницах её можно использовать исключительно в заголовках. На печати же, наоборот, она прекрасно смотрится даже в очень мелком кегле. Известны такие работы Галины Банниковой, как гарнитуры «Байконур» для печати художественной, научной и научно-популярной литературы в сфере гуманитарного знания по искусству, «Кама» для титульных листов, ярлыков, афиш, плакатов. Сейчас работы Галины Банниковой являются учебными пособиями для учащихся художественных вузов.
Анна Некрасова
|
Рекомендуем |