Партнеры Живи добром

Дэвид Аллан — предвестник Просвещения в Шотландии


Шотландия в XVIII веке переживала время перемен во всех сферах жизни. В 1707 году был подписан Акт об Унии Англии с Шотландией. Королевства объединились под названием Великобритания. Долгожданное мирное положение, постепенное укрепление шотландской экономики, индустриальная революция и обогащение аристократов — всё это позволило и культуре вступить на новый этап развития.

Дэвид Аллан.png

На протяжении всего XVII века можно было выделить лишь трёх-четырёх шотландских художников. С началом XVIII века ситуация постепенно меняется. С 1753 года при Глазговском университете начинает функционировать Академия для подготовки художников, скульпторов, граверов, спонсируемая издателем Фулисом.

В 1760 году в эдинбургской художественной жизни происходит ещё одно важное событие: открывается школа рисования, эволюционирующая со временем в так называемую Академию попечителей, а ещё позже — в Эдинбургский колледж искусств. Именно на вторую половину XVIII века приходится расцвет искусства в стране.

Имя Дэвида Аллана органично вписывается в ряд известных шотландских художников того времени, таких, как Аллан Рэмзи, Гевин Гамильтон, Дэвид Уилки, Генри Реберн.

Дэвид Аллан

Аллан виртуозно работал как в историческом жанре — «Происхождение живописи», «Блудный сын», «Геркулес и Омфала», так и в жанре портрета – «Портрет двух мальчиков». При этом он стал своего рода новатором — первый в Шотландии обратился к бытописательной тематике, писал сцены социальной повседневной жизни своего общества, прорабатывал сюжеты обычаев и обрядов. Таковы, например, картины «Шотландская свадьба», «Стул позора», «Горский танец», «Вечерние развлечения».

Появление в начале XVIII века двух политических, экономических и культурных центров Эдинбурга и Лондона способствовало развитию следующей модели творческого развития в художественном мире: обучение в Шотландии, совершенствование в странах Европы, и как знак достижения признания — наличие двух студий в Эдинбурге и Лондоне.

Дэвид Аллан

Аллан учился по этой системе. Сначала в Академии Фулиса, но уже в двадцатилетнем возрасте благодаря покровительству лорда Каткарта и графа Джона Эрскина перебирается в Рим, а через 13 лет обосновывается на в Лондоне. С 1786 года и до самой своей смерти в 1794 году Дэвид Аллан являлся руководителем Академии Попечителей — Эдинбургской Академии искусств.

Ко всему прочему Аллан зарекомендовал себя как прекрасный иллюстратор. Он писал эскизы ко многим шотландским песням, гаврюры к стихам Аллана Рэмзи и Роберта Бернса.

Роль Дэвида Аллана в мировом признании Шотландии как творческой страны весьма значительна. С деятельностью этого художника динамика развития культурной жизни Шотландии ускоряется: начинают организовываться ежегодные выставки произведений шотландских художников, а через полвека после его смерти в Эдинбурге открылась Национальная Королевская Художественная Галерея Шотландии.

 

 

Мария Игумнова

 

 


 

Рекомендуем

Такой скрытный Патрик Зюскинд
38-й ММКФ. Конкурс. "Пелена" реж. Ралстон Джовер
Выставка «Философия метафор»
«The Jivesouls»: музыка, которая вдохновляет
Сломанный драйв ("Малыш на драйве" реж. Эдгар Райт")
Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition
Вперед за имперской "Звездой" ("Изгой-один: Звёздные войны. Истории" реж. Гарет Эдвардс)
Еще раз о современной женщине ("В постели с Викторией" реж. Жюстин Трие)
Итоги и события XXIV Международного театрального фестиваля «Земля. Театр. Дети»
Пауки! Пауки... Заставляют танцевать степ! («Девушка, которая застряла в паутине» реж. Федерико Альварес)