Партнеры Живи добром

Музыка, достойная Оскара


Альфред Ньюман, Джон Ульямс, Говард Шор, Александр Деспла, Ханс Циммер, Морис Жарр – что объединяет этих людей? Несомненно, безграничная любовь к искусству и статуэтка «Оскар» за лучшую музыку к фильмам.

Морис Жарр

Сегодня не нужно объяснять какую роль музыкальное сопровождение играет в кино. Оно неотъемлемая его часть, создающее смысловое пространство фильма. Музыка выражает те чувства и идеи автора, которые невозможно показать визуально. Она замыкает фильм в тотальное произведение искусства, часто поднимая его на недосягаемый уровень. Сегодня речь пойдет о композиторах, чьё имя мы часто и не знаем, потому что редко читаем титры. Однако, именно титры сопровождаются музыкой, которая формирует шлейф эмоций от увиденного.

Одним из самых выдающихся и признанных композиторов, работающих в кино, стал Альфред Ньюман. Он 45 раз номинировался на премию «Оскар» и 9 статуэток унёс домой за блестящую музыку к фильмам «Рэгтайм бэнд Александра», «Тин Пэн Элли», «Камелот», «Песня Бернадетт» и «Любовь самая великолепная вещь на свете». Также ему принадлежит музыка к мюзиклам «Мама была в трико», «Назовите меня мадам», «Король и я».

Альфред Ньюман

Невероятно плодовитый (более 260 фильмов за 40 лет карьеры) и разносторонний, композитор поработал абсолютно со всеми жанрами кино. Он был с детства музыкально одарённым. Его учителями были сначала польский пианист Сигизмунд Стоёвский, потом американский композитор Рубин Голдмарк, а также крупнейший преподаватель музыкального экспрессионизма и основоположник новой венской школы Арнольд Шёнберг.

С семи лет вундеркинд подрабатывал пианистом в водевиле, а в 19 лет покорил Бродвей дирижёрским талантом. Свое первое музыкальное сопровождением Альфред Ньюман написал к фильму «Уличная сцена». Оно сразу произвело революцию в области саундтреков. Композитор первым предложил синхронизировать действие фильма с музыкальным фоном, для более глубокого восприятия зрителем. Будучи директором музыкального отдела кинокомпании «20 век Фокс», он оказал огромное влияние на развитие киноиндустрии в целом.

Его сын, Томас Ньюман, унаследовал талант отца и продолжил семейную династию композиторов. Отличное образование в Йельском университете позволило ему быстро добиться признания в мире кино.

Томас Ньюман

В 1994 году сразу две его работы «Побег из Шоушенка» и «Маленькие женщины» были отмечены номинацией «Лучшая музыка к фильму». Успех Томаса Ньмана закрепился в картинах «Красота по-американски», «В поисках Немо», «ВАЛЛ-И», «Зелёная миля».

Томас Ньюман в общей сложности номинировался на «Оскар» 11 раз, но пока что ему не удалось получить заветную награду. Он не унывает и в этом году попытает удачу с музыкальной темой к фильму Стивена Спилберга «Шпионский мост».

Другой легендой премии «Оскар» является Джон Уильямс - 50 номинаций и 5 побед. Все фильмы, над которыми он работал, стали лучшей классикой американского кино: «Список Шиндлера», «Челюсти», «Супермен», «Звездные войны», «Инопланетянин», «Парк юрского периода», «Гарри Поттер», «Мачеха», «Мемуары Гейши», «Спасти рядового Райана». Список фильмов огромен.

Джон Уильямс

В детстве Джон Уильямс очень много учился, а во время службы в ВВС США выполнял обязанности аранжировщика и дирижера военного оркестра. За свою карьеру композитор создал музыку к четырём Олимпийским играм и множествам телевизионных программ. Он поработал с такими великими режиссёрами, как Стивен Спилберг и Джордж Лукас. В 2016 году Джон Уильямс номинирован на «Оскар» за лучший саундтрек к культовому фильму «Звездные войны: Эпизод 7 – пробуждение силы».

В список всемирно известных композиторов навсегда вписано имя Мориса Жарра. Его семья была родом из России, но родился он во Франции в 1924 году. Успешно окончив консерваторию по классу ударных инструментов, он обратился к театру и вместе с лидером французского музыкального авангарда Пьером Булезом организовал нестандартный дуэт – фортепиано и волны Мартено.

С театром он связал себя крепко и надолго, однако, всемирную известность ему принесла работа в кино. Успешное сотрудничество с режиссёром Дэвидом Лином привело его к трём премиям «Оскар» за музыку к фильмам «Лоуренс Аравийский», «Доктор Живаго» и «Поездка в Индию». В каждом из этих фильмов Морис Жарр стремился с помощью музыки передать национальный колорит. В первом единую гармонию составляет музыкальная мелодия с восточным уклоном. В картине «Доктор Живаго» композитор много работал над имитацией звучания русских народных инструментов. Даже музыкантов он выбирал из русских эмигрантов. А его музыкальная дорожка «Тема Лары» стала невероятно популярным самостоятельным произведением, приумножившим славу и фильма, и композитора.

ханс циммер

Ещё одним всемирно известным деятелем кино стал Ханс Циммер. Его называют самым инновационным музыкальным талантом Голливуда. В мир кино он вошёл благодаря своему наставнику композитору Стенли Майерсу, с которым сотрудничал долгое время. Его первым сольным проектом стала работа нал фильмом «Человек дождя». Вскоре Циммер стал единственным в Голливуде, кому с лёгкостью удавалось соединять старые и новые музыкальные технологии. Он стал пионером интеграции классической оркестровой аранжировки в мир электронной музыки.

На его счету музыкальные темы к таким фильмам, как «Начало», «Интерстеллар», «Пёрл-Харбор», «Пираты Карибского моря», «Тёмный рыцарь», «Шерлок Холмс», «Кунг-фу панда». За музыкальное сопровождение к мультфильму «Король Лев» Ханс Циммер стал лауреатом премии академии киноискусств. Как говорил он сам, после смерти отца, лучшим его другом стала музыка. Ну а лучшим другом каждого ребенка стал анимационный фильм «Спирит: душа прерий», наполняющий сердца добротой благодаря музыке Ханса Циммера и словам Брайана Адамса.

В 2001 году весь мир услышал поистине волшебную музыку к фильму «Властелин колец». Её создатель Говард Шор заворожил зрителей этническими, таинственными, проникновенными звуками. Музыка полностью погружает зрителя в фантазийный мир. Как и в сюжете фильма, добро борется со злом, так и в мистической музыке Шора шумный, ударный оркестр контрастирует с чистым и нежным пением хора и солистки Энии. Музыка – это не просто фон, она направляет сюжет, эмоционально акцентируя каждый эпизод, связывает части трилогии воедино, и в тоже время организует каждую как самостоятельное целое произведение.

Говард Шор

За этот проект композитор получил три «Оскара». Лучшие моменты он объединил в симфонию и организовал мировой тур. Другие известные работы Говарда Шора – «Молчание ягнят», «Догма», «Авиатор», «Сумерки. Сага. Затмение». Кроме того, композитор пишет музыку к операм. Последняя его работа – «Муха» 2008 года – была выполнена по заказу самого Пласидо Доминго.

Ещё один лауреат премии «Оскар» – француз Александр Деспла. Работа над фильмом «Отель Гранд Будапешт» в 2015 году принесла ему заслуженную награду. Среди его известных проектов «Король говорит!», 2 последние части «Гарри Поттера», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Ларго Винч» и так далее.

Александр Деспла

Александр Деспла стал достойным наследником французских кинокомпозиторов. Он трижды признавался лучшим композитором года «Международной Академией Саундтреков». Его талант основывается не только на невероятной музыкальности, но и на желании понять фильм и прочувствовать его изнутри.

Александр Деспла родился в музыкальной семье папы-француза и мамы-гречанки. Его с детства окружала музыка Дебюсси, Равеля и, конечно, джаз. Прежде чем избрать флейту своим любимым инструментом, Деспла выучился игре на фортепиано и освоил трубу. Кроме классики он активно интересовался африканскими и бразильскими музыкальными традициями. Впоследствии это увлечение наложило отпечаток на его произведения.

В настоящий момент Александр Деспла считается одним из самых востребованных и успешных композиторов современности. Критики не перестают писать хвалебные отзывы, а маэстро продолжает удивлять новыми виртуозными композициями.



Елена Дицкова




 

Рекомендуем

Кино. Премьера. "На гребне волны"
Акционизм: что это?
«Леди Макбет Мценского уезда» в театре «Геликон-опера»
Первый международный московский фестиваль «Зарядье»
Территории здоровья от мировых брендов
«“Мир искусства” поднял знамя для новых завоеваний искусства»
"Я столько раз пытался завязать с режиссурой". Мастер-класс Виталия Поплавского
Синклер Льюис. Бегом от скуки
Кино. Ян Шванкмайер - пражский экспериментатор
Творческий путь Игоря Бриля