Партнеры Живи добром

Геометрия Казимира Малевича


Каждый из нас в детстве, школе, институте и даже в зрелом возрасте от нечего делать начинает рисовать на бумажках геометрические фигуры. В конце этой кропотливой и творческой работы мы издаем радостные вопли: «Да я – второй Малевич! И «Черный квадрат» у меня вышел не хуже. Следующий этап – черный круг». То есть фигуру Малевича многие не воспринимают всерьез: для них его работы – какие-то уроки геометрии. Однако многие не знают, что этот человек прошел большой путь в живописи от импрессионизма и фовизма до супрематизма, основоположником которого он сам и является. Каждое его произведение имеет не только смысл, но свою историю, магию, которая завораживает, и необыкновенную внутреннюю силу, которой пропитано каждое полотно. 


Unknown.jpeg


Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля 1879 года в Киеве в семье выходцев из Польши. Он был первым ребенком. Спустя некоторое время семья стала многодетной, состоявшей из 14 детей, однако, не всем было суждено дожить до зрелого возраста. Чета Малевичей была вынуждена переезжать с места на место, поэтому мальчик окончил в селе Пархомовка пятилетнее агрономическое училище, занимался в Киевской школе рисования, а в 1896 году после работы в качестве чертежника в Курске он принимает решение уехать в Москву, чтобы развивать свои навыки да и просто быть ближе к миру живописи.

Тяга к искусству была у мальчика с детства. Еще будучи в возрасте 15 лет, он получил от мамы в подарок набор красок, с тех пор для Казимира краски и кисти стали частью его прошлого, настоящего и будущего. 


Стоит отметить, что в 1902 году он женится на Марии Ивановне Зглейц, а через некоторое время у них рождаются дети. Даже наличие семьи не помешало Малевичу осуществить свое желание, так, в 1905 году он приезжает в Москву и намеревается поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но это ему не удалось. Однако эта неудача не сломила его: это не только не заставило его думать о возвращении к семье в Курск, а даже наоборот, поставило перед необходимостью развиваться и учиться в заданном направлении. 


На протяжение последующих пяти лет он посещал занятия Рерберга. Этот человек не только известный художник, учредитель товарищества художников в Москве, но и тот, кто увидел талант Малевича и помог показать его народу. Ко всему прочему, на этих занятиях он познакомился со своим будущим другом и коллегой И. В. Клюнковым. Все произведения Малевича этого периода наполнены эмоциями, но при этом они излучают серьезность и вдумчивость. Многие из них нарисованы в традициях симметрии: «Плащаница», «Две дриады». Некоторые представлены в виде икон: «Торжество неба», «Эскиз фрески», «Молитва». Есть и такие, которые граничат с порнографией: «Порнографическое общество в цилиндрах», «Эротический мотив», «Женщина, собирающая цветы». Ранее творчество Казимира Севериновича – это буйство не только красок, но и разнообразие тематик. Он пробовал свои силы фактически везде и искал свое направление. 


Как раз в это время, в 1909 году он разводится со своей первой женой и женится на Софии Рафалович, с которой они переезжают в поселок Немчиновка. В период 1911-1914 Малевич участвует в выставках "Бубновый валет" (1910-11), "Ослиный хвост" (1912), "Мишень" (1913). Постепенно он начинает отходить от импрессионизма и переходит к фовизму, в котором импульсивность, динамичность мазка, контрастность цветов сочетались с простой формой, то есть он начинает отходить от объемности. Этот период характеризуют полотна «Уборка ржи», «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Плотник», «Жница». 


Этап, который следует за фовизмом в творчестве Малевича, - кубофутуризм. В этот период он знакомится с представителями футуризма в литературе (А. Крученых и В. Хлебниковым) и начинает оформлять их сборники. Сам он описывает свои картины так:


В своих эмоциях и фантазиях мы выходим далеко за пределы реальности.


За всю свою жизнь художник прошел несколько этапов в своем творчестве, каждый из которых был подкреплен определенным видением на жизнь и на свое предназначение в живописи. Новым и самым главным этапом его становления как художника была выставка «0,10» и представленный на ней цикл «Супрематизм живописи». 


Малевич


Супрематизм в дальнейшем стал отдельным направлением, для которого были характерны изображение геометрических фигур чистыми цветами. Если разобрать это слово по происхождению, то оно будет означать «доминирование». Малевич для себя увидел превосходство цвета над всеми остальными компонентами в структуре картины. В своей книге «От кубизма и футуризма к супрематизму» новое направление он обосновывал так:


Если в прошедших тысячелетиях художник стремился подойти как можно ближе к изображению вещи, к передаче её сути и смысла, то в нашей эре кубизма художник уничтожил вещи с их смыслом, сущностью и назначением. 

Из их обломков выросла новая картина. Вещи исчезли как дым для новой культуры искусства.

Название выставки – это новая концепция живописи, то есть все подобно «гиперболе» стремится к нулю и хочет выйти за его пределы, а также за пределы реальности.


Одной из самых известных картин стал «Черный квадрат», изначально создававшийся как декорация к постановке «Победа над солнцем», а затем показанный публике в 1915 году в этом цикле. Много разных толкований этой картины: кто-то считает ее «Мадонной футуризма» (на выставке полотно располагалось в особом месте, где в доме обычно находятся иконы); другие видят в ней символ конца искусства или высшей его точкой, когда зрителю предоставлена возможность фантазировать самому; остальные утверждают, что она олицетворяет хаос в современном мире, когда человек пытается найти что-то новое для себя, отказаться от привычных вещей. 


Затем наступает революционный период… В 1917 он был назначен комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, поэтому можно сказать, что советская власть изначально с одобрением относилась к творчеству Малевича. В это время не счесть его работ, в том числе и общественных: он занимался оформлением петроградской постановки "Мистерии-Буфф" В. В. Маяковского, разрабатывает концепции музеев, пишет «Декларацию прав художника». Так, с 1918 года он становится не только известным художником и общественным деятелем, но и педагогом, что помогает ему четко разделить и упорядочить свои взгляды на живопись, после чего выходит книга «О новых системах в искусстве». Он также разрабатывает систему художественного образования в 1919, работая в Витебской народной художественной школе. 


Его жизнь до 1922 года была посвящена созданию философских сочинений и произведений таких как "Супрематизм. Мир как беспредметность". Затем он из Витебска переезжает обратно в Петроград.


До 1927 года его жизнь кипит, ни на секунду он не останавливается: создает и проектирует росписи в стиле супрематизма для фарфоровых изделий, продолжает свою преподавательскую карьеру на факультете архитектуры в Петрограде, дает начало объемному супрематизму, возглавляет Государственный институт художественной культуры, проводит исследования в области теории прибавочного элемента в живописи (это помогало структурно анализировать произведения искусства). В это же время он женится в третий раз. Его женой становится Наталия Манченко, с которой он проживет до конца своей жизни. 


Казимир Малевич


В 1927 году он едет в командировку в Варшаву и Берлин. По требованию властей СССР ему пришлось вернуться на родину, где его арестовывают и обвиняют в шпионаже. Его арест продлился три недели.


На свободу он выходит с новыми взглядами: супрематизм исчерпал себя. Он создает супранатурализм, который представляют картины «Женский торс», «Торс». 


В 1933 году у художника началась тяжелая болезнь – рак предстательной железы, а в мае 1935 года Казимир Северинович Малевич умирает. Хоронили его, по завещанию, в супрематическом гробу: даже ушел из жизни не изменяя своим взглядам. 


Чем примечателен Малевич? Всем. Всей своей жизнью. Новое направление в живописи. Бессчетное количество текстов об искусстве, произведений и выставок его работ. 


Педагогические труды, которые актуальны здесь и сейчас. Этот человек – история, но почему он не может быть актуален со своими взглядами и сейчас. Чтобы действительно осознать его творчество, необходимо понимать то, чем он жил, как видел искусство. Тогда, даже «Черный квадрат» каждый из нас откроет для себя с другой стороны. 



Алёна Тарасова



 

Рекомендуем

Жизнь в тени великих: Святослав Николаевич Рерих
Кино. Премьера. "Млечный путь"
Литературная игра Ника Перумова
Тамара Семина. Жертвенность в любви и в искусстве
Концерт-посвящение Елене Образцовой «Оперный бал Елены Образцовой»
Короткий путь большого мастера – Фёдор Васильев
Сатира в СССР. День рождения "Огонька" и "Крокодила"
Вааай, какая жэнщина – Софико Чиаурели
Борис Кустодиев: «Я сам удивляюсь своей жизнеспособности»
Живопись Владимира Маковского