История впечатлений Ренуара
Сегодня Ренуар является одним из наиболее известных художников-импрессионистов. Его творчество запоминается не только техникой и мастерством исполнения, но и темами, к которым он обращался: произведения Ренуара наполнены радостью и красотой.
Однако путь живописца к славе был тернист и порою полон непонимания. Как и многие его товарищи-живописцы, Ренуар не был рождён в богатстве и роскоши. Художник появился на свет во французском городе Лиможе 25 февраля 1841 года в многодетной семье портного.
Несколько лет спустя Ренуары переехали в Париж, где сначала открылось иное дарование мальчика – оказалось, что юный сын портного обладает прекрасным голосом. Но занятия музыкой для Пьера-Огюста Ренуара ограничились пением в церковном хоре: пробудившийся чуть позже в подростке интерес к краскам и мольберту, подкреплённый незаурядными способностями в умении рисовать, оказался сильнее. Благодаря таланту художника, мальчик смог помогать семье – в 13 лет он начал работать, занимаясь росписью по фарфору.
В 21 год Ренуар начал учиться в Школе изящных искусств в мастерской Шарля Глейра, где, помимо новых знаний, он нашёл друзей, с которыми была связана его творческая деятельность в ранние периоды творчества – Клода Моне, Альфреда Сислея, Фредерика Базиля.
Первые работы Ренуар создал уже после закрытия мастерской, и некоторые из них были выставлены в Парижском Салоне, главной экспозиционной площадке Франции. Однако у Ренуара сложились неоднозначные отношения с руководством Салона. Так, весьма туманны комментарии художника по поводу уничтожения им «Танцующей Эсмеральды» (1864), имевшей особенный успех на выставке. А с 1866 года жюри Салона по неизвестным причинам два года подряд отказывалось выставлять его картины.
После окончания бойкота картины Ренуара все же были приняты для участия в выставке, хотя и подверглись строгой критике со стороны жюри. В большинстве случаев натурщицей для картин Ренуара этого периода была Лиза Трео, с которой у художника были любовные отношения, не приведшие, однако, к заключению законного брака.
Ренуар и его друзья писали в особенной манере, которую критики обозначили импрессионизмом (от фр. impression – впечатление) – стремлением к выражению собственных впечатлений посредством как можно более реалистичных изображений. С середины 1860-х годов Ренуар и Моне увлеклись пленэром – техникой, используемой при естественном освещении. Наиболее эффективно пленэр используется Ренуаром в работе над его излюбленными жанрами – пейзажем, натюрмортом. Работа художника над картинами была прервана на период войны между Францией и Германией, когда Ренуар был призван в ряды французской армии.
После завершения франко-прусской войны Ренуар и его друзья-импрессионисты организовали «Анонимное общество художников, скульпторов, граверов и пр.». Проявлением неприятия творчества импрессионистов стал фельетон в номере газеты «Шаривари» (“Le Charivari”), известной своими едкими комментариями, от 25 апреля 1874 года, поведавший своим читателям о первой выставке общества импрессионистов в насмешливом и уничижительном тоне.
Неудивительно, что результатом этой первой выставки, стал… аукцион, организованный в марте 1875 года, на котором участники выставки импрессионистов были вынуждены выкупать собственные картины.
Впоследствии Ренуар принял участие ещё в двух выставках «Анонимного общества художников, скульпторов, граверов и пр.» (в 1877 и 1882 гг.), однако всеобщее признание художнику принесли работы, которые были выставлены всё в том же Парижском Салоне, руководство которого было так неблагосклонно к художнику в начале его карьеры.
Успех и материальный достаток Ренуару принес жанр портрета. Как уже было сказано, в 1879 году художник представил в Салоне картину (вместо того, чтобы показать её в экспозиции Четвёртой выставки импрессионистов), которая сразу же сделала его популярным и помогла снискать внимание публики. Этим полотном стал «Портрет мадам Шарпантье с детьми» (1878). Ещё один известный портрет кисти Ренуара - «Портрет актрисы Жанны Самари» (1878) - окончательно утвердил место художника в числе именитых живописцев последней трети XIX века.
Так сложилось, что перемены в творческой жизни Пьера-Огюста Ренуара часто совпадали с переменами в его личной жизни. Расцвет славы Ренуара как художника пришёлся на время его знакомства с Алиной Шериго, которую художник запечатлел на многих своих картинах, в числе которых «Завтрак гребцов» (1881), «Материнство» (1886) и др. На сей раз любовная история увенчалась законным браком в 1890 году, хотя и спустя несколько лет после рождения их общего ребёнка.
Картины Ренуара 1880-х годов были созданы под влиянием искусства эпохи Возрождения и академизма. Если в более ранние периоды своего творчества его вдохновляли идеи Эжена Делакруа, Франсуа Буше, которые в известной степени считаются предвестниками импрессионизма, то в более зрелом возрасте Ренуар обращается к наследию лидера художников-академистов Жана Огюста Доминика Энгра, известного мастерством создания линий и искусством использования цвета.
Радость, лёгкость, изящество главенствуют в произведениях художника. Стоит только взглянуть на «Танец в деревне» (1882-1883), «Танец в городе» (1883), а также на одну из наиболее известных его картин – «Зонтики» (1881-1885), которая представляет собой некий синтез импрессионизма и «энгровского» периода творчества Ренуара, чтобы оценить воздушность образов и мастерство живописца.
Первая персональная выставка Ренуара состоялась в 1883 году. К этому времени художника, одинаково хорошо писавшего и пейзажи, и портреты, и обнажённую натуру, знали не только во Франции, но и за её пределами. «Девочка с кнутиком» (1885), «Большие купальщицы» (1887), «Причёсывающаяся девушка» (1894) и другие картины Ренуара обеспечили Ренуару любовь публики и благожелательность критиков. Эти и все последующие полотна в ещё большей степени тяготели к академизму и навеивали воспоминания о Ренессансе.
Насыщенная творческая жизнь Ренуара периодически прерывалась путешествиями по Европе, которые в первую очередь предпринимались для знакомства с творчеством великих художников прошлого – Веласкеса, Вермеера. В 1894 году в семье художника произошло счастливое событие – его жена родила второго сына.
Однако вскоре, в 1897 году, художник сломал правую руку, упав с велосипеда, и это происшествие, помимо необходимости научиться писать левой рукой, положило начало серьёзной болезни, которая до самой смерти Ренуара не отступала от него, а только усугубилась, парализовав его в старости.
Рубеж веков для Ренуара был ознаменован признанием его заслуг перед лицом Франции – так, в 1900 году он стал кавалером ордена Почётного легиона, а несколько лет спустя – офицером этого ордена. В работах последних двух десятилетий жизни мастера также прослеживается влияние художников Ренессанса, - это такие картины, как «Ода цветов» (1903-1909), «Танцовщица с тамбурином» (1909), однако ближе к концу жизненного пути Ренуар начал использовать более резкие линии и цвета («Одалиска» (1918).
Несмотря на развитие болезни, Ренуар практически до самой смерти не переставал создавать картины. На позднее творчество художника не могли не повлиять трагические события Первой мировой войны, в битвах которой сражались его сыновья. И хотя они оба вернулись живыми, жена Ренуара Алина не вынесла переживаний и умерла.
Ренуар ненадолго пережил свою любимую жену и натурщицу. Он умер 2 декабря 1919 года, до последнего дня продолжая писать картины, оставившие память о великом Пьере-Огюсте Ренуаре в веках.
Елена Мачула
|
Рекомендуем |