Партнеры Живи добром

«Казимир Малевич. Не только черный квадрат»


С 24 ноября по 25 февраля в павильоне ВДНХ «Рабочий и колхозница» прошла необычная художественная выставка «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат». Как следует из названия, авторы экспозиции задались целью раскрыть малоизвестные широкому зрителю грани творчества Казимира Малевича и показать, что художественная деятельность живописца являет собой нечто большее, чем известный всем «черный квадрат». Жизнь и творчество художника показаны сквозь призму его взаимоотношений с семьей и выдающимися современниками.

Куратором выставки выступил один из ведущих исследователей русского авангарда, доктор искусствоведения Александра Шатских — автор трудов, посвященных творчеству Казимира Малевича и Марка Шагала.


«Казимир Малевич. Не только черный квадрат»


Концепция выставки поражает своей продуманностью. Она создает эффект глубокого погружения в жизнь и творчество великого творца. Особенно впечатляет то, каким образом организовано световое пространство: это позволяет духовно насладиться полотнами мастера и испытать поистине эстетическое удовольствие.

Выставочное пространство условно поделено организаторами на три зоны. Эти зоны последовательно раскрывают Малевича, как человека и художника: освещают его раннее творчество, взаимоотношения с семьей и художественно-идеологические воззрения.

Ранние годы Казимира Малевича иллюстрируют его пейзажные этюды в стиле импрессионизма. С переездом в Москву живопись художника претерпевает серьезные изменения: он начинает постепенно отходить от натуралистической живописи. Большое влияние на него производит господствующий в то время в разных сферах искусства модернизм. Казимир Малевич погружается с головой в такое современное духу времени направление, как авангардизм.


«Казимир Малевич. Не только черный квадрат»


На выставке представлены изданные произведения поэтов-футуристов, проиллюстрированные Малевичем. Среди этих сборников сборники таких поэтов, как А. Крученых, В. Хлебников и других. Эта творческая взаимосвязь поэтов и художника позволяет прочувствовать дух времени и сложить в целое пазлы единой мозаики.

Интерес вызывают работы мастера, посвященные крестьянской теме. Невероятно красочные образы трудового народа, переживающего новые времена на стыке двух эпох – Российской империи и новой Советской России, являются одними из главных украшений выставки.


«Казимир Малевич. Не только черный квадрат»


Отдельное внимание следует уделить циклу работ Малевича, посвященных Первой мировой войне и выполненных им в сотрудничестве с издательством «Сегодняшний лубок». Издательство выпускало сатирические антигерманские и антиавстрийские плакаты и открытки в поддержку военных действий России. Произведения Малевича проникнуты сказочной живописью, яркостью образов и глубоко ироничным юмором. Эти эскизы невольно вызывают улыбку, особенно, если зритель погружен в историческую подоплеку событий Первой мировой войны.

Самостоятельность идеологических установок Казимира Малевича демонстрирует большой пласт работ, выполненных в стиле так называемого «супрематизма» или концепции превосходства цвета над иными свойствами живописи. Разноцветные геометрические фигуры на белом фоне завораживают и потрясают своей простотой и глубокомысленностью одновременно. Не обходят стороной организаторы и вершину творчества Казимира Малевича – черный квадрат. Освещаются тонкости создания великого шедевра и его концептуальная основа.


«Казимир Малевич. Не только черный квадрат»


Творчество Малевича, однако, не ограничивается лишь живописью. В доказательство этого в экспозиции представлены его супрематические архитектурные творения – трехмерные модели «планиты», представляющие собой космическую архитектуру.

Отдельная часть выставочного пространства посвящена семье Казимира Малевича. Показано семейное древо Малевичей, ведущее свое начало от древнего шляхетского рода. Весьма интересна история этого рода и судьба его представителей, запечатленная в материалах выставки.

В заключение хочется сказать, что выставка, посвященная жизни и деятельность Казимира Малевича, сама собой продемонстрировала творческий проект высокого уровня. В рамках выставки зритель смог ощутить дух эпохи, проследить становление великого художника и насладиться его высокоинтеллектуальным творчеством.


Анна Некрасова



 

Рекомендуем

Добрый волшебник с чердака: Григорий Ягдфельд
Опера «Моцарт и Сальери» в НОВАТе
Диана Вриланд. Почему бы Вам не...?
Между молотом и наковальней. Рождение тульского металла
Вячеслав Зайцев. Эпоха русского кутюра
Ф.И. Тютчев. «Роковой поединок» любви
НЕРОМЕО НЕДЖУЛЬЕТТА НЕШЕКСПИР. ПРЕМЬЕРА!
Величие Халка Хогана
Выставка «Открытие Херсонеса: первые сто лет археологических исследований (1827-1927)»
Мишико Калатозишвили или Мистер Кинемато-Граф