Партнеры Живи добром

Рок-опера «Преступление и наказание»


Все течет, все изменяется; но человеческие добродетели и пороки остаются неизменны. Они живут в веках, лишь принимая новые очертания и обличья. Произведение великого мастера психологического романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» тому живое доказательство. Его герои – это собирательные образы реальных людей. Эти образы вне времени: они были, есть и будут. Ярко и зрелищно демонстрируется одноименная рок-опера на сцене «Московского театра мюзикла».

Рок-опера «Преступление и наказание» - это принципиально новая трактовка великого романа, адаптация к реалиям современности. Жанр постановки способствует многоплановому раскрытию знакомого со школьной скамьи произведения, что получается весьма эффектно. Ведь над спектаклем работал блестящий творческий союз – А.С. Кончаловский (режиссер-постановщик), Ю.Е. Ряшенцев, (либретто), Э.Н. Артемьев (композитор). Премьера спектакля состоялась в 2016 году. 


 Рок-опера «Преступление и наказание»  


В рок-опере удивительным образом сочетаются разные периоды нашей истории: имперская Россия с крестьянскими забавами, суровые 90-е годы и современность. Причем превалирует в постановке именно стилистика 90-х. Возможно, это связано с тем, что именно на эти годы в истории нашей страны пришелся пик падения морали и обнажения самых неприглядных сторон жизни.

Главный герой, Родион Раскольников (Александр Казьмин) - неистовый бунтарь. Его комната как бы висит над сценой, находясь в верхнем правом углу. Обстановка комнаты говорит сама за себя: тусклые желтые обои в цветочек, плакаты Ленина и серпа с молотом, революционные книги. В этой тягостной обстановке герой томится, вынашивая свои идеи об избранных мира сего. 


  Рок-опера «Преступление и наказание»


О том, что действие происходит именно в Петербурге, говорит табличка, будто бы снятая со станции метро «Сенная площадь». В подземном переходе метро располагаются различные магазины, в одном из которых обитает старуха-процентщица. Ее образ безвкусно одетой прожженной торговки в исполнении Татьяны Токаревой, безусловно, неприятен. Однако он не вызывает той бури отвращения, что поднималась в герое Достоевского в романе.

Стойкое неприятие вызывают в постановке неприглядные стороны человеческой жизни, с необычайной яркостью и доскональностью демонстрирующиеся на сцене. Не раз в постановке мы видим вызывающе одетых дам легкого поведения и циничных мужчин, пользующихся их услугами. Среди девушек особняком стоит героиня Сони Мармеладовой. Ее образ, в исполнении Галины Безрук, более скромный в отличие от всех остальных. На девушке белое платье и небольшая сумочка, а все ее нутро передает глубокое страдание от такой нелицеприятной жизни. Музыкальная партия Сони в спектакле наиболее громкая, с сильным надрывом в голосе. 


Рок-опера «Преступление и наказание» 


Над разгулом цинизма и разврата царит фигура господина Свидригайлова. Его партию блестяще исполняет актер Евгений Вальц. Стоит отметить, что это одна из самых запоминающихся ролей в спектакле. Каждый раз герой появляется на черном автомобиле в сопровождении суровой охраны в черных костюмах и цепях на шее. В своих музыкальных партиях Свидригайлов как бы воспевает низменные страсти и удовольствия.

В постановке есть несколько особенно впечатляющих и зрелищных моментов. Накануне убийства в кромешной темноте одинокий шарманщик ходит со светящимся, как бы парящим в воздухе топором. Он задает людям в толпе один и тот же вопрос: «А ты убил бы?» Все с ужасом отрицают такую возможность, и тогда топор оказывается в руках Раскольникова. 


Рок-опера «Преступление и наказание» 


После сакрального убийства все горит черно-красным светом. Земля как будто сотрясается, демонстрируя весь ужас произошедшего. Кругом в черных масках бегают вандалы, неистово громящие витрины. Из правого угла сцены появляется горящая машина. А из левого угла - полицейский грузовик, из которого выскакивают полицейские с противоударными щитами для того, чтобы утихомирить толпу.

Первый акт спектакля очень насыщен зрелищами. Очень много событий, мгновенно сменяющих друг друга. На сцене задействовано множество актеров, которые виртуозно поют и танцуют.


Рок-опера «Преступление и наказание»

Второй акт, повествующий о событиях после убийства старухи-процентщицы, более сдержанный и спокойный. Полным ходом идет следствие по делу, а в душе Раскольникова все больше страха и самоистязания.

Весьма интересно в постановке обыгрывается персонаж Порфирия Петровича в исполнении Ефима Шифрина. В первом акте он символично появляется с завязанными глазами и ловит преступников. В момент следствия Порфирий Петрович виртуозно выводит Раскольникова на чистую воду, время от времени играя соло на фортепиано.


Рок-опера «Преступление и наказание»


В конце спектакля звучит тема покаяния и обращения к библейским заветам двух заблудших душ – Сони и Раскольникова. Души этих людей воссоединяются в любви и раскаянии, когда они символично идут навстречу друг другу в полутьме, а над ними появляется небольшой луч света. 

В этом спектакле есть все: и прекрасная музыка, и зажигательные танцы, и глубокие диалоги о главном, и впечатляющие спецэффекты. Работа, проделанная творческой командой, колоссальна и заслуживает всяческих похвал. Ведь не зря постановка была удостоена двух премий «Золотая маска».

Анна Некрасова




 

Рекомендуем

Зачем нужны музыканты, если есть искусственный интеллект?
Приключенческий мир Рафаэля Сабатини
Михаил Дмитриев. Забытый поэт
Российско-итальянский кинофестиваль RIFF 2016
Всё что нужно знать о Джорджио Армани
Zarina и Наталья Водянова в проекте «Мода со смыслом» представили MINI ME COLLECTION на неделе моды в Москве
Жорж Шарль Дантес: «Пушкин даровал ему бессмертие»
Геннадий Хазанов — артист, а не балагур
Великий художник («Леонардо да Винчи. Неизведанные миры» реж. Хесус Гарсес Ламберт)
Ближневосточный колорит на сцене театра им. Е. Вахтангова