Партнеры Живи добром

Выставка «Другая часть нового мира», как эмоциональное преломление


В рамках 6 Московской Биеннале Современного Искусства в этом году прошло много интересных и качественных проектов. Выставка куратора Елены Яичниковой «Другая часть нового мира» в Московском музее современного искусства на Петровке, 25 - одна из них. Представлены видео, объекты, инсталляции, графика, современная живопись и фотографии художников Латинской Америки и Испании. Всего более тридцати работ из коллекции Центра искусств (СА2М) и Фонда ARCO в Мадриде. Выставка получилась серьезной и важной. Поднимаются тяжелые проблемы политической эффективности искусства, социальной несправедливости, роли периферий большого города и разрушения надежд на желаемое светлое будущее.

Выставка «Другая часть нового мира»

Сложность темы не должна пугать зрителя. Интересно посмотреть на идеально выстроенные пространства музея. Елена с профессионализмом подошла к «трудным» залам ММОМА. Роспись потолка выгодно дополнили графика Андрианы Бусторс «Путь Клаудии», черно-белые фотографии Аны Мендьеты из серии «Силуэт» и символизм в работе «Ночь 1002 II» одной из самых значительных художниц Испании Пилар Альбаррасин. Серийные работы крайне выгодно заполнили пространство длинных коридоров музея. Настоящая трагедия разворачивается перед зрителем на фотографиях Тересы Маргольес из серии «Посмертные записки». Художница поместила на фасады кинотеатров фрагменты последних слов самоубийц. «Археологическая вставка» Эдуардо Абароа представляет найденные на черном рынке артефакты как настоящие ценности. Художник намеренно забыл их в камерах хранения Национального музея антропологии в Мехико, нарушая тем самым привычный процесс признания исторической важности.

Выставка «Другая часть нового мира»

Особое место в экспозиции занимают видео работы. Представлена документация перфоманса Эктора Самора «Непостоянство материального», в котором рабочие кидают кирпичи, символизируя круговорот товаров без какого-либо производства. Четыре видеоинсталляции образуют подобие круга, в центре которого - зритель. Сначала думаешь, что рабочие преследуют определенную цель. Потом ждешь, что вот-вот один из них ошибется, а процесс оборвется. В конечном итоге, убеждаешься в бессмысленности и бесконечности происходящего. Не менее красива работа группы El Perro, где компания скейтеров катается по тюрьме Мадрида, в которой сидели противники режима Франко. Таким образом, осмысляется понятие свободы и внедряется туда, где когда-то царил надзор и принуждения. А видео «Страна чудес» Халиля Алтиндере наполняет залы музея свободным и громким речитативом о социальном неравенстве в Турции.

Световая инсталляция Фернандо Санчеса Кастильо «Богатый кот из Чикаго умирает от сердечного приступа» преображает парадную лестницу музея, делая ее нарядной. Милейший заголовок газеты встречает зрителя своим мрачным подтекстом. В 1968 году в Бразилии укрепившийся режим военной диктатуры ввел строжайшую цензуру. Лишенные возможности говорить о своей стране, журналисты протестовали путем абсурдности тем. Кубинский художник Вильфредо Прието разлил на полу музея лужу колы и лужу рома, в которые, несмотря на все предостережения смотрителя, только ленивый не наступил.

Выставка «Другая часть нового мира»,

«Другая часть нового мира» делает зрителя свидетелем истории всей Латинской Америки в целом и отдельного региона, позволяя проследить трагизм несбывшихся надежд и амбиций. Выставка бесконечно сравнивает прошлое и настоящее, выявляет разрывы и постсоциалистические травмы, заставляя задуматься о глобальных изменениях в мире сегодня. Эмоциональное преломление социальной реальности стран испано-язычного мира способно многое рассказать о современности. 

 

Елена Дицкова




 

Рекомендуем

Всероссийская просветительская акция «Всероссийский исторический кроссворд»
«Импровизационный БАТЛ. 4 на 4» завершил Год театра
Клад Нарышкиных впервые выставлен в Царском Селе
Миша Мищенко. Новая искренность звука
Застрявшие в прошлом («Т2: Трейнспоттинг», реж. Дэнни Бойл)
Ночь искусств в музее «Кижи»
Елена Климова: "Мы влюбляемся в наших композиторов"
Зловещие двойники ("Мы" реж. Джордан Пил)
Глория Эстефан: на границе двух культур
Советский человек огромной души