Партнеры Живи добром

Ман Рэй: когда фотография больше, чем просто снимок


Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Таков был и Ман Рэй, ставший знаменитым благодаря сразу нескольким своим талантам: фотография, кинорежиссура и живопись. Пожалуй, можно сказать, что главная способность, объединяющая все его таланты, заключалась в том, что он умел запечатлеть моменты истории с помощью различных инструментов: будь то кисть, фотоаппарат или камера. Благодаря нему, мы видим Сальвадора Дали, Эрнеста Хэмингуэя, Фриду Кало и многих других выдающихся личностей такими, какими их видел наш герой. Но, обо всем по порядку.

Пожалуй, стоит начать с живописи, как основополагающей всех областей его творчества. В душе Ман Рэй всегда был художником. Ворох его мыслей и образов, крутящихся в голове, рвался на волю, но слова не могли передать то, что не поддается описанию. И тут пришла на помощь обычная художественная кисть и палитра красок. Однако большинство его работ не отличалась яркими оттенками: либо черно-белая классика, либо сдержанные и даже немного мрачные цвета. Изредка можно наткнуться на оттенки желтого и оранжевого, словно редкий луч солнца, озаряющие столь сложный и сухой внутренний мир творца.

Губы.jpg

 Главной темой его работ были люди: их эмоции, переживания. Каждая картина рассказывала свою уникальную историю, о сюжете которой можно было только догадываться. В начальных работах Ман Рэя наметанный глаз может проследить подражание гениям того времени. Кубизм, авангард, футуризм, – как только не экспериментировал художник, пытаясь создать нечто уникальное, отличное от всего того, что уже видела капризная публика. В двадцать пять лет он открывает свою первую выставку в Нью-Йорке. И кое-чем все-таки отличился: тогда Ман Рэй первым стал использовать в живописи аэрограф – распылитель краски.

Спустя несколько лет молодой художник увлекся фотографией: интерес захлестнул его, и Рэй окунулся в пучину искусства с головой. Так родился тот Ман Рэй, которого мы знаем сейчас. Откровенно говоря, начальное творчество юного фотографа можно сравнить с тем, что сейчас любят называть «современным искусством». Вместе со своим товарищем Марселем Дюшаном он работал в технике «ready-made», иллюстрирующей зачастую скандальные образы, не находящие понимания у своих зрителей.

фонтан.jpg

Особенный успех Ман Рэй приобрел только тогда, когда переехал из Нью-Йорка в Париж. Прослыв одним из крупнейших сюрреалистов и «дадаистов» – представителей авангардистского течения среди художников, писателей и режиссеров в те годы, – он стал водить дружбу с «великими мира сего». Пикассо, Дали, Элюар, Брэтон – самые яркие представители художественной элиты – имели тесные связи с Рэем и восхищались его творчеством. Среди самых ярких работ, принесших ему славу, были «Подарок», «Скрипка Энгра», инсталляция «Объект для уничтожения».

Скрипка Энгра.jpg
Помимо сюрреалистичных работ, Ман Рэй знаменит как мастер фотопортрета. Он работал с такими известными изданиями как «Vogue», «Vanity Fair», «Time», «Harper's Bazaar». Бесчисленное количество гениальных личностей запечатлел его фотоаппарат. Все они смеющиеся, грустящие, удивленные, таинственные и такие уникальные застыли в вечности на фотокарточках, созданных рукой великого художника.

Гертруда Лоуренс.jpg

За свою жизнь Ман Рэй прославился, в основном, как гений фотографии. Однако не все знают, что руки творца дотянулись и до кинематографического ремесла. На его счету восемь кинокартин, в создании которых он принимал активное участие. И не удивительно: фотография и видеосъемка тесно переплетены друг с другом. Среди самых ярких фильмов и коротких метров можно выделить «Антракт», «Морская звезда» и «Сны, которые можно купить за деньги».

Ман Рэй, а если точней, то Эммануэль Радницкий – именно таким было настоящее имя художника – внес бесценный вклад в развитие фотографии. Он открыл соляризацию и превратил ее в художественный прием; снимал кино через искажённое стекло, продвигал дадаизм. Он признан одним из двадцати пяти самых влиятельных художников XX века, запечатлен на страницах книг и появляется в виде персонажа в кино. «Мужчина, влюбленный в женщину из другой эпохи. Я вижу фотографию».

 

Анна Макрищева


 

Рекомендуем

«Гений песни» Алексей Фатьянов
Боги на экране. Театр продолжает искать новые формы
Миф о минотавре, как ключ к открытию минойской цивилизации
Что? Где? Когда? Афиша ноября
Выставка «Владимир Терентьевич Пашуто и его научная школа»
Итоги первого тура XI Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой
Ольга Спесивцева. «Между мечтой и действительностью»
Выставка «Гоголевские жемчужины из собрания ГПИБ: автографы, редкие прижизненные и иллюстрированные издания»
Салтыков - Щедрин. Главное оружие – сатира
One Woman Show