Партнеры Живи добром

Мастер «интимного пейзажа» – Василий Поленов


Василий Поленов – художник, мягкая сила картин которого действует безотказней и вернее, чем самые яркие краски современных рекламных плакатов. Как сумел он раз и навсегда занять почетное место в истории русской живописи, равно как и в сердцах людей?


Талант художника проявил себя в самом раннем детстве. Творческие способности Василия Дмитриевича всегда встречали содействие и поддержку в своем развитии. Родился художник в санкт-петербургской образованной дворянской семье 20 мая (1 июня) 1844 года. Отец, Дмитрий Васильевич Поленов, был археологом и библиографом. Мать, Мария Алексеевна, была автором детской литературы и занималась живописью. Большое влияние оказала на мировоззрение Поленова и его бабушка, Вера Николаевна Воейкова, которая познакомила маленького мальчика с миром русских народных сказок, поэзией и историей.


Василий Поленов «Христос воскрешает дочь Иаира»


Однако, несмотря на кажущееся отсутствие препятствий на творческом пути Василия Поленова, было в его жизни место и борьбе. Только проходила она не снаружи, а внутри художника: он не сразу решился предпочесть карьеру живописца всем прочим профессиям и по совету отца поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Однако свободное время Поленов предпочитал посвящать обучению в качестве вольного слушателя в Академии художеств, а признание его первых работ («Иов и его друзья», «Христос воскрешает дочь Иаира») окончательно помогло молодому человеку сделать выбор в пользу служения искусству.


Окончив учебу, художник отправился в традиционное путешествие по Европе, в ходе которого создал немало картин в классическом стиле. Однако не эти работы стали впоследствии «визитной карточкой» Василия Поленова, а последовавшие за обоснованием его в 1877 году в родной столице «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». 


Василий Поленов «Заросший пруд»


Первая из указанных картин была особо отмечена на VI передвижной выставке и принесла Василию Дмитриевичу поистине всенародную славу. Теплые, нежные тона и трогательная простота сюжета стали новым словом в искусстве и породили целое направление, так называемый «интимный пейзаж». В 1878 году Поленов примкнул к движению «передвижников» и предпринял путешествие по Оке.


Не только родные просторы вдохновляли Поленова: в 1881 году он посетил Ближний Восток. Из поездки художник привез много набросков и эскизов, которые затем превратились в одну из знаковых работ Василия Дмитриевича – «Христос и грешница». И это было не последнее путешествие Поленова по местам библейских историй – второе, в 1899 году, вдохновило его на грандиозную серию «Из жизни Христа», которая тоже стала событием в культурной жизни.


Василий Поленов "Христос и хрешница"


И все же душа художника принадлежала родным просторам. Давно мечтая поселиться на лоне природы, Поленов сумел осуществить задуманное и в 1890 году приобрел небольшое имение под Тулой. В чудесной усадьбе, построенной по собственному проекту, все способствовало творческому полету и активной работе. Другой страстью Василия Дмитриевича была помощь ближнему своему: он учил деревенских детишек, проводил занятия и делал представления для жителей села в построенном им театре, а свой дом завещал превратить в доступный для каждого музей.


Любимым временем года Поленова было лето, и жаркие июльские дни, когда время, кажется, замирает, он считал «центральными». Именно в один из таких дней, будучи в глубоко преклонном возрасте, Василий Дмитриевич и ушел из жизни. Воля художника была полностью исполнена: после его смерти 18 июля 1927 года усадьба Борок (сейчас – Поленово) стала мемориальным историко-художественным и природным музеем, где до сих пор посетитель может лицезреть полностью сохранившийся интерьер и оригинальные предметы быта хозяина дома.



Татьяна Буланова



 

Рекомендуем

Кино. Премьера. «Макбет»
Страшно счастливые («Убийство священного оленя» реж. Йоргос Лантимос)
«Гений песни» Алексей Фатьянов
Выставка «Другая часть нового мира», как эмоциональное преломление
Луи Гаррель мечтает о песнях не только о любви
Карл Росси: вознесённый славой
Как (не) написать книгу
Выставка в РНБ к Международному дню детской книги и к 190-летию со дня рождения Жюля Верна
Марис Лиепа: «Слава – это ничто. Танец – это все!»
Выставка "Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России" в ГМИИ им. А.С. Пушкина