Партнеры Живи добром

Перформанс как феномен современного искусства


XX век - время новых открытий и больших перемен не только в науке и технике, но и в искусстве. В целом искусство XX века можно охарактеризовать как переходное, кризисное. На этом этапе художник видит свою задачу в том, чтобы переконструировать реальность, создать новый мир, отличающийся от того, который он видит вокруг. В итоге это сводится к тому, что предмет искусства как таковой постепенно исчезает. Художник теперь не создатель искусства, а, скорее, координатор коммуникаций. Таким образом постепенно появляются новые формы, которые достаточно сложно подразделить на виды и стили, как например, перформанс.

Как и у большинства явлений культуры и искусства 20 века, у перформанса нет четкого определения. И по сути, определение можно вывести лишь исходя из контекста. Но в общем, принято считать, что перформанс – это такой вид искусства, в котором само произведение составляют действия художника в определенном месте и в определенное время. 

Среди специалистов существуют различные мнения по поводу исторической периодизации перформанса. Наиболее распространенным и признанным является мнение о том, что искусство перформанса восходит ещё к манифестам футуризма. Эту точку зрения излагает Роузли Голдберг в своей работе «Искусство перформанса: от футуризма до наших дней», переведенной на русский язык несколько лет назад. Стоит также отметить, что сейчас существует не так уж и много исследователей феномена перформанса. Отсюда и вытекает вопрос: а можно ли вообще назвать перформанс искусством? На данный момент, на мой взгляд, мы можем ответить на этот вопрос утвердительно. Поскольку ряд особенностей и характеристик позволяет нам отнести перформанс к отдельному виду искусства. 

Но вместе с этим возникает и другой вопрос: откуда и как появляются такие вещи как акции и хеппининги? Является ли это видом, подвидом или же жанром искусства? Главная особенность и отличие хеппининга в том, что это чаще всего незапланированное действие. То есть у перформанса обычно есть какой-то четкий план, четкий сценарий действия. В хеппининге же таковой отсутствует. Вся суть заключается в импровизации и дальнейшем переходе в творческий диалог художника и зрителя. Еще одной особенностью можно назвать именно сиюминутность действия, перформанс же может быть повторен в различных местах несколько раз. Но важно еще не путать перформанс и театр. Тут главным отличием выступает игра исполнителя, степень воплощенности в роль.

Что же касается акций, то тут становится намного труднее провести грань с перформансом. Акция более сведена к жесту, порой публичному. Акционизм более стремится стереть грань между реальностью и искусством, как бы заявляя, что вся жизнь - это и есть искусство. Перформанс же предполагает какое-то конкретное действие именно художника.


Марина Абрамович

 

Ну, самым известным именем во всей истории перформанса, пожалуй, можно смело назвать Марину Абрамович или как ее еще часто именуют «бабушка перформанса». Одной из самых известных ее работ является «Ритм 0» (1974), в которой художница в течение 6 часов позволяла зрителям делать с ее телом всё, что они захотят. При этом в их арсенале были различные предметы: от бритвенных лезвий до пистолета. 

Но кроме того, мне бы хотелось упомянуть еще пару имен, без которых немыслимо представить искусство перформанса в целом. Это, безусловно, Иозеф Бойс и его самый известный перформанс «Я люблю Америку, Америка любит меня» (1974), в котором художник семь дней жил с койотом в одном помещении. Сам Бойс утверждал, что эта его акция «символизировала превращение идеологии в идею свободы». Также стоит не забывать про таких уже каноничных деятелей искусства, как Дж. Кейджа, Ива Кляйна, Пьеро Мандзони и др.

Что же касается российского перформанса, то тут дело обстоит немного иначе. Если зарубежный перформанс больше направлен на выход из реальности, как способ показать этот мир немного с другой стороны, приоткрыть невидимые нам стороны жизни. То российский перформанс имеет более протестный характер. Он более направлен на власть, на режим, нежели на социальные и культурные аспекты жизни. Развитие перформанса в России в полном понимании этого слова начинается примерно с 70-х-80-х гг. и становится по сути еще одной формой искусства, старающейся заявить о себе. 


Олег Кулик

  

Наиболее известны такие имена как Олег Кулик, который появлялся в музеях и галереях в образе собаки, таким образом художник выражал свои взгляды на взаимоотношения между Западом и Востоком, взгляды на ситуацию после крушения Берлинской стены. Яркими представителями перформанса также являются Комар и Меламид с их известным перформансом «Котлеты «Правда»», в котором они делают котлеты из популярной советской газеты. 

Если же говорить про современный перформанс, то на Западе это, безусловно, Клэр Фонтен – французский дуэт Фульвии и Джеймса Торнхилла. Один из их самых известных перформансов, показанных на Московском биеннале 2011 года, - «P.I.G.S.». Художники выложили географические силуэты Португалии, Италии, Греции и Испании из спичек и после закрытия выставки сожгли их. 

Основное отличие современного перформанса от перформанса прошлого века, как считают многие исследователи, состоит в том, что художник теперь гораздо реже выступает в качестве главного действующего лица. Он все чаще приглашает популярных личностей, как например актеров, музыкантов и тд.


Петр Павленский


Что же касается современного российского перформанса, то заметна актуализация перформанса как способа диалога и противостояния с властью. Наиболее выделяются группы такие нашумевшие группы, как Pussy Riot или «Война». Также небезызвестны громкие перформансы П. Павленского. 

В целом, перформанс, зародившись как самостоятельное искусство в конце XX века, дал возможность построения новых отношений художника и зрителя, вполне логично расширил границы искусства.

                                                            


Данилова Анна






 

Рекомендуем

Нежность Майи Кристалинской
Милиционер, в которого верила вся страна. Георгий Мартынюк
Октябрь в ГПИБ
Пресс-конференция с создателями фильма "Селфи"
Вупи Голдберг. Истинный цветок подмостков и экрана
ЦДМ на Лубянке открывается в свой День Рождения
Николай Римский-Корсаков и его музыкальное наследие
Премьера симфонического концерта «Через тернии к славе»
Кино как лекарство ("Боль и слава" реж. Педро Альмодовар)
Fashion Future. Взгляд в будущее