Реакционер и эстет Александр Бенуа
Русский художник и историк искусства Александр Николаевич Бенуа родился 3 мая 1870 года в Санкт-Петербурге. Фундамент его художественных воззрений и идей был заложен ему еще с детства. Его отец и дедушка были известнейшими архитекторами, в семье также были скульпторы и живописцы. Однако сам Александр Бенуа называл себя самоучкой.
Старшие учили «побольше писать с натуры», но очень рано Бенуа осознал:
«…Любимые художники в прошлом и настоящем - фантасты.., но только те из них, которым удается быть убедительными посредством какого - то стояния на земле и глубокого усвоения действительности».
Он не обучался в художественной Академии, получив юридическое образование, а недолгие свободные посещения этой Академии вскоре показались будущему художнику скучными и бесполезными. Бенуа самостоятельно изучал историю искусства и даже создал «общество самообразования», к которому примкнули его друзья-художники Константин Сомов и Лев Бакст. Участники «кружка Бенуа» формировали общие идеи и предпочтения в искусстве и перенимали друг от друга различные умения.
В 1894 году познания в живописи Бенуа были настолько обширны и основательны, что он написал главу в «Истории живописи в XIX веке», тем самым заявив о себе, как о талантливом искусствоведе.
В 1896 году Александр Бенуа отправляется со своими друзьями и товарищами по обществу во Францию. Там он внимательно изучает не только живопись, но и литературу, театральное искусство, которыми чрезвычайно интересовался искусствовед. Среди художников, наиболее близкими ему оказались импрессионисты Моне и Дега. Однако он выбирает для себя иной путь, его работы того времени уже имеют характерный почерк: смело наложенный штрих карандаша поверх акварели придавал работам легкость и воздушность. В это время Александром Бенуа была создана первая серьезная серия работ «Последние прогулки Людовика XIV». Затем он пишет пейзажные картины Версальских парков, в которых воссоздает атмосферу старины.
Вернувшись в Петербург Бенуа расширяет свой кружок до объединения «Мир искусства». Он создает выставки художников этого общества и принимает в них своё непосредственное участие. «Мир Искусства» критиковал традиции передвижников и говорил о необходимости создания нового течения в искусстве. В искусстве Бенуа главным видел «художественность» и крайне негативно воспринимал гражданскую живопись. Содержание такой эстетики было понято не сразу и не всеми.
«Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое "эстетство", мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности».
После революции художник продолжил борьбу за развитие искусства и сохранение драгоценных культурных памятников. В 1918 г. Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа и разработал для неё новый удобный план расположения экспозиций. Помимо этого он зарекомендовал себя как талантливый театральный художник и режиссер. С 1913 года Александр Бенуа работал над постановкой и оформлением спектаклей Московского художественного театра. Режиссер этого театра Константин Станиславский доверял Бенуа не только художественную, но и постановочную часть работы над спектаклями:
«Бенуа оказался очаровательным. Он слушает, охотно идет на всякие пробы, переделки и, видно, хочет понять секреты сцены. Он прекрасный режиссер-психолог и великолепно и сразу схватил все наши приемы и увлекся ими. Очень трудолюбив. Словом — он театральный человек».
В 1926 году Александр Бенуа в очередной раз едет в Париж. Он ещё не знает, что домой больше не вернётся никогда; планов эмигрировать у Бенуа не было. Здесь проходит его персональная выставка, на которой собраны сотни его работ: это и «версали», и пейзажи Крыма, различные этюды, петербургские виды. Его работы с восторгом принимают именитые художники. Он продолжает активную деятельность во Франции, но мечтает вернуться на родину:
«Здесь очень мило, что касается декоративной стороны жизни — но, ох! как неуютно на душе. Как хотелось бы поскорее оказаться снова на берегах Невы».
Однако отсутствие необходимых условий и ухудшившееся здоровье оставляют Александра Бенуа без надежд на возвращение в Россию. Смирившись со своей участью, он стал, по собственному выражению, «невольным эмигрантом». Потрясающий художник и деятель искусства скончался в Париже в 1960 году.
Анастасия Боброва |
Рекомендуем |