Партнеры Живи добром

В Петербурге звучит "Морская симфония Ивана Айвазовского"


Вот уже третью неделю с успехом проходит выставка работ Ивана Константино­вича Айвазовского. Посвящена она 200-летию самого известного русского художника-мариниста, посмотреть на шедевры которого можно в Центральном военно-морском музее — одном из старейших музеев России и крупнейших морских музеев мира. В экспозиции представлена лишь малая часть всех картин, а у художника их, по официальным данным, более 6 тысяч! Представленные 14 работ, полностью охватывают диапазон творческого периода, от учёбы в Императорской академии художеств до самых последних картин мастера батальной живописи. В том числе и написанные в 1845-1846 годах картины – изображающие искусные маневры Черноморского флота, портовые города Николаев и Севастополь – заказ Николая I для запечатления видов черноморских портов. Айвазовский сопровождал императора при смотре  флота черноморского побережья, создавая чётко вычерченные карандашные эскизы, не теряя изящества и свойственную автору технику исполнения.


Морская симфония Айвазовского


Летом 1845 года художник отправился в морскую экспедицию к Малой Азии с Фёдором Петровичем Литке, благодаря которому, в этом же году было образовано Русское географическое общество. По завершению плавания (осень 1845 года), Иван Константинович остаётся в Крыму, чтобы дописать начатые полотна. После плавания Айвазовский создал около двадцати картин: морские сражения при Выборге, Ревеле, Наварино и Чесме, виды Константинополя. Затем работал в Петербурге, где сегодня, спустя почти два столетия, у нас есть редкий шанс открыть совершенно неожиданный кластер искусства Айвазовского. Стало возможным увидеть работы художника (от быта моряков вневоенного времени до посещения Севастополя Николаем I), которые обычно не выставляются для постоянных экспозиций. Такая скрытность связана со свойствами акварельных красок, которые требуют специальных условий хранения и ухода. Выставка уникальна редкими экспонатами: полотна исторического и батального жанров «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем “Фетхи-Буленд”», «Захват пароходом «Россия» турецкого транспорта “Мерсина”» (все эти картины были написаны в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов).


«Крушение кора­бля «”Ингерманланд” в Скагерраке»


В основу создания картины «Крушение кора­бля ”Ингерманланд” в Скагерраке» легли реальные события 1842 года у норвежского побережья. «Ингерманланд» в ненастье наткнулся на подводные камни и в результате этого трагического происшествия погибли более 300 человек. Айвазовский запечатлел неизбежное крушение корабля и драматические попытки спасения уцелевших в продолжающейся борьбе со стихией. Для Айвазовского также подвластно сочетание религиозной и морской тематик. Доказательство тому, представленная на выставке картина «Гибель корабля “Лефорт”», – образ тонущего корабля, как дань памяти погибшим в водах морякам.

Есть и несколько картин-зарисовок, которые зафиксировали прибытие Николая I в Симферополь. С этой серии картин были сделаны литографии, перешедшие в дар Центральному военно-морскому музею.

Айвазовский неоднократно  бывал на Черном, Балтийском и Средиземном морях, пере­секал Атлантический океан. Увиденные и запечатлённые им морские пейзажи, закаты и восходы, штормы и штили, потрясающе реалистично легли на полотна мастера, в которых из кают–компаний, кажется, слышны шанти, чувствуется килевая качка, а от созвучия морских и ветровых течений захватывает дух. Айвазовский пишет поэмы штилем и бризом, он музыкант, чья фуга – это буря и шторм.

Удивительно, но считается, что художник не рисовал с натуры. Сделав эскизы, он писал по памяти и использовал технику «a la prima». «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры… Художник должен запоминать их… Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью…» – говорил сам мастер.

Как отметила заместитель директора Центрального Военно-Морского музея по научно-экспозиционной и выставочной работе Людмила Худякова:  «Наш музей попытался найти свой взгляд на творчество мастера. Здесь Айвазовский не только мастер батальной марины, он еще и  романтичный, тонкий, нежный.  Особый колорит выставке придают работы мастера, на которых Айвазовский предстает не только летописцем морских побед и сражений, а тонким, полным лиризма художником».

Окунуться в работы мастера и переосмыслить азимут творчества одного из самых выдающихся маринистов мира можно прямо сейчас в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга.


Лидия Суслова



 

Рекомендуем

Государственному историческому музею исполняется 133 года
Александр Болдачев. Вне стереотипов
Умереть, успеть воскреснуть («1917», реж. Сэм Мендес)
Над чем смеются в Англии? Новые британские ситкомы, которые стоит посмотреть
«Аленький цветочек» в театре Вахтангова - новый сказочный формат
Zaz возвращается: французская звезда представила новый альбом «Effet Miroir»
Материнское правосудие («Три билборда на границе Эббинга, Миссури», реж. Мартин МакДона)
Как перевод книг искажает смысл
История костюма, или одежда как символ эпохи
Подарки к Новому году получат десятки и сотни тысяч одиноких пожилых людей