Музыкальный футурист Сергей Прокофьев
Русский композитор, пианист и дирижер Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 1891 году в селе Сонцовке (ныне село Красное Донецкой области Украины). Музыкальный талант с детства в мальчике развивала его мама, которая была прекрасной пианисткой. Уже в 5 лет Серёжа сочинил свою первое произведение, а в десять лет – оперы «Великан» и «На пустынных островах». Его гениальность невозможно было не заметить, и в 1904 году Сергей Прокофьев с блеском прошел вступительные экзамены в Петербургскую консерваторию. Об этом событии сам композитор вспоминает:
«Вступительный экзамен прошел довольно эффектно. Передо мной экзаменовался мужчина с бородой, принесший в качестве всего своего багажа романс без аккомпанемента. Я вошел, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес. "Это мне нравится!" - сказал Римский-Корсаков, который вел экзамен»
С самого начала своей карьеры Сергей Прокофьев зарекомендовал себя как экспериментатор. Его музыкальные произведения отличались новизной звучания, экспрессивностью и энергией. Композитора называли музыкальным футуристом, а литературные представители этого течения отзывались о нём с любовью. «Сергей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича», — прокомментировал поэт Владимир Маяковский одно из исполнений Прокофьева. Опера «Игрок» и балет «Ала и Лоллий» вызвали настоящий скандал и неоднозначную критику музыкальной общественности. Однако композитор сочинил и много мелодичных и лиричных композиций. Среди них - романсы на слова Анны Ахматовой и «Мимолетности» для фортепиано.
В 1918 году Сергей Прокофьев мигрирует в США и далее совершает поездки во многие страны Европы, где дает свои концерты. В этот период он пишет одним из самых известных своих произведений, таких как оперы «Любовь к трем апельсинам» и «Огненный ангел», балеты «Стальной скок» и «Блудный сын». В 1927 году композитор отправляется на гастроли по городам России, и публика принимает его овациями.
Тогда он решает вернуться на Родину:
«Воздух чужбины не возбуждает во мне вдохновения, потому что я русский и нет ничего более вредного для человека, чем жить в ссылке, находиться в духовном климате, не соответствующем его расе. Я должен снова окунуться в атмосферу моей родины, я должен снова видеть настоящую зиму и весну, я должен слышать русскую речь, беседовать с людьми, близкими мне. И это даст мне то, чего так здесь не хватает, ибо их песни - мои песни»
В 1932 году Сергей Прокофьев вместе со своей женой Линой Кодина окончательно переезжает в СССР. Его успех достигает своей вершины: сочинения композитора играют самые известные пианисты, он пишет музыку к фильмам Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный», создает монументальную оперу-эпопею «Война и мир» и балет «Ромео и Джульетта».
В послевоенное время Сергей Прокофьев продолжает усердно работать, несмотря на развивавшуюся тяжелую болезнь. Однако гонения на него советской власти усугубляют состояние композитора. Его, в числе многих других музыкальных деятелей, называют формалистом, «чуждым советскому народу». От этого удара талантливый музыкант так и не смог оправиться. Он умер 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным. По этой причине смерть Сергея Сергеевича Прокофьева осталась незамеченной, и лишь в 1957 году ему посмертно присудили Ленинскую премию.
Анастасия Боброва
|
Рекомендуем |