Партнеры Живи добром

Музыкальный футурист Сергей Прокофьев


Русский композитор, пианист и дирижер Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 1891 году в селе Сонцовке (ныне село Красное Донецкой области Украины). Музыкальный талант с детства в мальчике развивала его мама, которая была прекрасной пианисткой. Уже в 5 лет Серёжа сочинил свою первое произведение, а в десять лет – оперы «Великан» и «На пустынных островах». Его гениальность невозможно было не заметить, и в 1904 году Сергей Прокофьев с блеском прошел вступительные экзамены в Петербургскую консерваторию. Об этом событии сам композитор вспоминает:


Сергей Прокофьев


«Вступительный экзамен прошел довольно эффектно. Передо мной экзаменовался мужчина с бородой, принесший в качестве всего своего багажа романс без аккомпанемента. Я вошел, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес. "Это мне нравится!" - сказал Римский-Корсаков, который вел экзамен»


С самого начала своей карьеры Сергей Прокофьев зарекомендовал себя как экспериментатор. Его музыкальные произведения отличались новизной звучания, экспрессивностью и энергией. Композитора называли музыкальным футуристом, а литературные представители этого течения отзывались о нём с любовью.  «Сергей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича», — прокомментировал поэт Владимир Маяковский одно из исполнений Прокофьева. Опера «Игрок» и балет «Ала и Лоллий» вызвали настоящий скандал и неоднозначную критику музыкальной общественности. Однако композитор сочинил и много мелодичных и лиричных композиций. Среди них  - романсы на слова Анны Ахматовой и «Мимолетности» для фортепиано.


В 1918 году Сергей Прокофьев мигрирует в США и далее совершает поездки во многие страны Европы, где дает свои концерты. В этот период он пишет одним из самых известных своих произведений, таких как оперы «Любовь к трем апельсинам» и «Огненный ангел», балеты «Стальной скок» и «Блудный сын». В 1927 году композитор отправляется на гастроли по городам России, и публика принимает его овациями. 


Сергей Прокофьев


Тогда он решает вернуться на Родину:


«Воздух чужбины не возбуждает во мне вдохновения, потому что я русский и нет ничего более вредного для человека, чем жить в ссылке, находиться в духовном климате, не соответствующем его расе. Я должен снова окунуться в атмосферу моей родины, я должен снова видеть настоящую зиму и весну, я должен слышать русскую речь, беседовать с людьми, близкими мне. И это даст мне то, чего так здесь не хватает, ибо их песни - мои песни»


В 1932 году Сергей Прокофьев вместе со своей женой Линой Кодина окончательно переезжает в СССР. Его успех достигает своей вершины: сочинения композитора играют самые известные пианисты, он пишет музыку к фильмам Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный», создает монументальную оперу-эпопею «Война и мир» и балет «Ромео и Джульетта».


В послевоенное время Сергей Прокофьев продолжает усердно работать, несмотря на развивавшуюся тяжелую болезнь. Однако гонения на него советской власти усугубляют состояние композитора. Его, в числе многих других музыкальных деятелей, называют формалистом, «чуждым советскому народу». От этого удара талантливый музыкант так и не смог оправиться. Он умер 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным. По этой причине смерть Сергея Сергеевича Прокофьева осталась незамеченной, и лишь в 1957 году ему посмертно присудили Ленинскую премию.



Анастасия Боброва



 

Рекомендуем

Город засыпает, просыпается Голем ("Голем" реж. Хуан Карлос Медина)
MERCEDES-BENZ FASHION WEEK RUSSIA 2014/2015. День третий
Патриот или умалишенный: Петр Чаадаев
Концерт Мариса Янсонса и Дениса Мацуева в Петербургской филармонии официально откроет «Год столетия Даниила Гранина»
Кино. Премьера. «Макбет»
Уже не мальчики, еще не мужчины («Хандра», реж. Алексей Камынин)
«Волшебный лак» или почему стоит переходить на шеллак
Кольцевые сюжеты "Звездных войн" ( "Последние джедаи" реж. Райан Джонсон)
Выставка Анатолия Черкасова. Наедине
Anastasia Dokuchaeva / FW 2018-2019