Партнеры Живи добром

ОБРАЗЦОВОЕ ПЕНИЕ: 76 лет со дня рождения оперной дивы


7 июля 1939 года в Ленинграде родилась всемирно известная оперная певица и обладательница невероятнейшего меццо-сопрано Елена Васильевна Образцова. Разговоры о ее поразительном исполнении партий Далилы («Самсон и Далила»), Сантуццы («Сельская честь») и Марфы («Хованщина») не умолкают до сих пор, однако пиком творчества примы стала партия Кармен — Елена Васильевна официально признана лучшей в мире ее исполнительницей.

Образцова в роли Кармен.jpg

Родившись за два года до Великой Отечественной войны, она была обречена на тяжелое детство. Ее отец, инженер Василий Алексеевич Образцов, ушел на фронт уже на следующий день после того, как страна с ужасом услышала знаменитое обращение Юрия Левитана, и провел там долгие пять лет. Маленькая Лена вместе с матерью Натальей Ивановной пережила блокаду Ленинграда. Ее первые воспоминания связаны с войной, с острым чувством голода, с воем сирен во время налетов, с ужасом бомбежек. Именно это время Елена Васильевна называет началом своей биографии: «Всё началось тогда, потом вся жизнь, как сон».

В 1943 году семья Образцовых была эвакуирована в город Устюжину в Вологодской области. Именно здесь девочка впервые запела. Надо сказать, что музыка в доме Образцовых звучала всегда. Мать Елены обладала красивейшим природным голосом, а бабушка Александра Федоровна пела в церковном хоре Спасо-Преображенского собора. Отец девочки играл на скрипке, на гитаре, обладал красивым сильным баритоном. Хорошо пел и его брат Алексей. Профессиональных музыкантов в семье не было, но все они были очень одаренные люди, любили театр и оперу. «В школе меня все звали Ленка-артистка. В доме хранился альбом с пластинками, который папа в конце 30-х годов привез из Италии. Под голоса Беньямино Джильи, Энрико Карузо, Тито Скипа я делала уроки, чем доводила до истерик соседей по квартире», — рассказывала певица в одном интервью.

С девяти лет она пела в детском хоре Ленинградского дворца пионеров и даже стала его солисткой. Потом поступила в музыкальную школу в Таганроге, а через три года уже была принята в Ростовское музыкальное училище сразу на второй курс. В 1958-м Елена поступила на подготовительное отделение Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. На выпускном экзамене Образцова получила «5+». Такую оценку по вокалу в Ленинградской консерватории не ставили уже 40 лет.

молодая Елена Образцова.jpg

«В декабре 1963 года состоялся мой дебют в Большом театре. Спела Марину Мнишек в “Борисе Годунове”, и меня, еще студентку, без обязательства пройти стажерскую группу, сразу взяли в театр. Я была на седьмом небе от счастья», — вспоминала певица. Уже на следующий год она стала солисткой в Большом.

Внимание за рубежом Елена Образцова впервые привлекла к себе сразу после выпуска, когда во время первых гастролей Большого театра на сцене Миланского театра «Ла Скала» она исполнила скромную партию Гувернантки в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама».

Особое значение в карьере молодой звезды сыграли парижские гастроли 1969 года. Невероятный успех в партии Марины Мнишек кардинально изменил ее творческую судьбу. На следующий год певица удостоилась высших наград конкурсах имени П. И. Чайковского в Москве и имени Франсиско Виньяса в Барселоне. Через два года в парижском концертном зале «Плейель» она дает первый сольный концерт, который французские журналисты окрестили «историческим». Образцова расширяет свой репертуар и исполняет такие роли, как Фрося в опере Прокофьева «Семен Котко», Азучена в «Трубадуре», Кармен в одноименной опере Бизе, Эболи в «Доне Карлосе», Женя Комелькова в опере Молчанова «Зори здесь тихие». В ходе американских гастролей Большого театра Елена Образцова окончательно утвердилась в статусе звезды мировой оперы. Во время спектакля «Борис Годунов» Образцову, исполнявшую роль Марины Мнишек, пять раз вызвали на сцену восторженные зрители: спектакль пришлось остановить.

Образцова в роли Мнишек.jpg

Образцова дебютирует в нью-йоркском театре «Метрополитен-опера» в 1976 году, она исполняет партию Амнерис в «Аиде» Верди и повергает прессу с публикой в неописуемый восторг. Критики заявляют: «Образцова — самое яркое открытие на международной оперной сцене за последние годы». Потом были Принцесса Бульонская в опере «Адриана Лекуврер» на сцене Сан-Франциско, Ульрика в «Бале-маскараде» и Иокаста в «Царе Эдипе» в «Ла Скала». Затем Джейн Сеймур в «Анне Болейн» и Эболи в «Доне Карлосе». В 1985-м на фестивале «Арена ди Верона» артистка вновь с успехом исполнила партию Амнерис из «Аиды».

Елена Васильевна появляется в большом числе музыкальных фильмов, среди которых «Моя Кармен» (1977), «Счастливое содружество» (1980), «Веселая вдова» (1984), «Выше, чем любовь» (1991) и другие. Ее дискография насчитывает более 50 пластинок, записанных на крупнейших студиях по всему миру. В год 200-летия театра «Ла Скала» в 1978 году певица была удостоена приза «Золотой Верди» за выдающееся исполнение вердиевских партий на сцене миланского театра.

Внушительная часть вокальной деятельности примадонны связана с музыкой Георгия Свиридова, которую композитор сочинил специально для Образцовой: это вокальный цикл «Десять песен на стихи Александра Блока» и поэмы на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь» в редакции для меццо-сопрано.

В 1984 году Елена Васильевна стала профессором Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, где она преподавала в течение 20 лет, а помимо этого в последние годы жизни являлась профессором Токийской музыкальной академии «Мусашино» и профессором кафедры сольного пения Института музыки, театра и хореографии РГПУ имени А. Герцена.

В ходе своей творческой деятельности певица выступала также в качестве оперного режиссера. В 1986 году она поставила в Большом театре оперу Массне «Вертер», где исполняла партию Шарлотты.

В 2000 году состоялся дебют Образцовой на драматической сцене, она сыграла главную роль в спектакле театра Романа Виктюка «Антонио фон Эльба» по пьесе Ренато Мейнарда.

С 2007-го по 2008 год Елена Образцова возглавляла оперную труппу Михайловского театра. В сотрудничестве с итальянскими постановочными группами были поставлены оперы «Сельская честь» Масканьи и «Любовный напиток» Доницетти.

Елена Образцова прекратила активную концертную деятельность лишь незадолго до смерти. За последние годы ею были подготовлены программы «Музыка барокко», «Песни моей молодости», «Песни войны» к 60-летию Победы, концерт произведений Тости, вокальные циклы Сати и Мийо, песни Листа.

Elena Obrazcova.jpg

Елена Васильевна скончалась от лейкемии 12 января 2015 года в Лейпциге. Она была лицом как русской, так и мировой оперной сцены. Ее репертуар включал в себя огромное число произведений, а именно: 86 партий в классических и современных операх, романсы, русские народные песни и даже джазовые композиции. За свою карьеру она встречалась и сотрудничала со многими великими и выдающимися музыкантами. Среди своих партнеров она особо выделяла теноров Владимира Атлантова и Пласидо Доминго, а также очень ценила возможность поработать с такими дирижёрами, как Даниэль Баренбойм, Герберт фон Караян и Пласидо Доминго.

Елена Образцова была почётным членом Пушкинской академии, академиком Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства и академиком Академии российского искусства, а также членом Международного общества друзей Русского музея.

В Петербурге Елена Образцова руководила культурным центром, где работала с молодыми исполнителями. В Москве с 2011 года функционирует Фонд Елены Образцовой — благотворительный фонд поддержки музыкального искусства.

фонд Елены Образцовой.jpg

В 2006 году певицей был учрежден Международный конкурс юных вокалистов. Как сообщается на официальном сайте Культурного центра Елены Образцовой, это «важный образовательный и просветительский проект в области классической музыки, направленный на воспитание у подрастающего поколения интереса и любви к классическому музыкальному искусству», который «призван способствовать выявлению талантливых юных вокалистов, совершенствованию их исполнительского мастерства, расширению творческих контактов между российскими и зарубежными музыкантами». Завтра в 18:00 в Малом зале имени М. И. Глинки Санкт-Петербургской Академической филармонии состоится Торжественное закрытие VI конкурса и гала-концерт лауреатов прошлых конкурсов.

 

Павел Воронков

 

 


 

Рекомендуем

Слишком крутой ("Джон Уик 2" реж. Чад Стахелски)
Покровительство искусству ценою в жизнь
Кино. Свободный и безумный Мэл Гибсон
Затанцевать до смерти
67-й Берлинский кинофестиваль. "Вечеринка", реж. Салли Поттер и "След зверя", реж. Агнешка Холланд
Краткий экскурс в творчество создателя «Крестного отца»
«Главное, чтобы костюмчик сидел»
Морис Равель и его путеводная звезда
Русские музы XX века
Джозеф Пулитцер. Служанка должна понять...