Партнеры Живи добром

Кино. Личность. Франсуа Трюффо


6 февраля 1932 года родился выдающийся французский режиссер и критик Франсуа Трюффо, один из основателей течения, получившего название «Новая волна». Вместе с Жаном-Люком Годаром, Клодом Шаболем и другими работниками известного тогда журнала Cahiers du cinéma они разработали новую концепцию работы над фильмами, в том числе и основы теории авторского кино. Основатели этого движения выступали против неинтересного, предсказуемого сюжета, и устаревших методов съемки. В своем творчестве режиссеры «Новой волны» постоянно экспериментировали с формой и стилем, воплощали на экране самые необыкновенные сюжетные задумки, смело рассказывали о жизни людей среднего класса и даже об изгоях общества.


Четыреста ударов


Все эти черты легко разглядеть и в первом полнометражном фильме Франсуа Трюффо «400 ударов». Сюжет вращается вокруг трудного подростка, школьный учитель унижает его, да и сами родители во всех бедах винят сына, хотя сами не уделяют должного внимания воспитанию ребенка. Мальчик, которого никто не понимает и не поддерживает, вынужден методом проб и ошибок познавать мир вокруг. Он врет, сбегает из школы, а после ссоры с семьей пытается жить самостоятельно. В первой полуавтобиографической картине режиссер обращается не только к теме «отцов и детей», но и к проблеме шаблонного мышления (в эпизодах с учителем). Стоит отметить, что к главному герою, Антуану Дуанелю, режиссер будет возвращаться на протяжении всей жизни, и снимет еще 4 фильма о нем с тем же актером, Жаном-Пьером Лео. Рассказывая его историю, Трюффо стремится рассказать о жизни своего поколения в целом. В одном из интервью о картинее «400 ударов» на вопрос: «Вы писали о себе?» он отвечает: «Да, но только частично. Я могу сказать одно: в нём нет ничего придуманного. То, что не случилось со мной лично, происходило с людьми, которых я знаю, мальчиками моего возраста или людьми, про которых я читал в газетах. В «400 ударах» нет выдумки, но и полноценной автобиографией его назвать нельзя».


Жюль и Джим


Немалую роль в творчестве режиссера сыграла и тема любви, один из фильмов, посвященных ей, называется «Жюль и Джим». Речь в нем идет об отношениях двух мужчин, чьи образы воплотили на экране Оскар Вернер и Анри Серр, и женщины по имени Катрин (Жанна Моро). Ленту легко можно смотреть по эпизодам, каждый из них представляет собою законченный короткометражный фильм. Поражает аккуратность и изящество, с которым Трюффо пытается разобраться в тонкостях человеческих взаимоотношений. Невзирая на сложность проблематики, картина смотрится очень легко, подобно той легкости, с какой герои совершают поступки, кардинально меняющие их жизнь. Впечатлила публику и операторская работа: кинокамера практически всегда находится в движении. Эта картина – яркий пример того, как можно, не упустив ни единой детали, рассказать о жизни за 104 минуты. Трагикомедия по роману Анри-Пьера Роше вызвала резонанс в обществе. Фильм был признан одной из важнейших работ «Французской новой волны».

Франсуа Трюффо внес неоценимый вклад в развитие мирового кинематографа, его творчество оказало огромного влияние на режиссеров XX и XXI века. Он всегда стремился снимать фильмы, доступные и понятные каждому, энергичные и хулиганские, но не лишенные и философии. В его картинах комедия была неотъемлемой частью трагедии и наоборот, противоположности, органично сочетаясь, делали фильмы Трюффо уникальными в своем роде. «Некоторые французские кинокритики разделают кино на «умное» и «развлекательное», – говорил режиссер в своем последнем интервью. – Мне кажется, что подобное деление – чушь».


Надежда Афанасьева


 

Рекомендуем

Орнелла Мути - «феминистка, которая любит мужчин»
Непогрешимый абсолют: Никола Пуссен
Пласидо Доминго: «Я не могу прожить без музыки ни дня»
Евгений Гришковец «ПРЕДИСЛОВИЕ К РОМАНУ»
Кино. Премьера. "Сила воли"
M2M Russian Open: опубликован предварительный список участников
Happy Birthday, Slowhand!
Ирина Купченко. Этой «женщине руку не протягивают». Ей аплодируют стоя
БСО им. П. И. Чайковского выступит на родине Бедржиха Сметаны
«Русский Лафонтен» Иван Крылов