Партнеры Живи добром

Асия Джебар. Нетерпеливые

 

 …а тебе вместо добычи оставлю душу твою во всех местах, куда ни пойдешь.

Ветхий Завет. Книга пророка Иеремии, глава 45, стих 5

 

С этой из цитаты начинается книга «Нетерпеливые», принадлежащая перу алжирской писательницы Асии Джебар. Автор этой книги – мусульманка и феминистка – сочетание само по себе притягательное своей необычностью. Ко всему прочему надо добавить, что в 1996 году она получила Нейштадскую премию за вклад в мировую литературу.

Роман «Нетерпеливые», изданный  в 1958 году, принадлежит к раннему периоду творчества Джебар. Эта небольшая книга, прекрасно переведенная с французского языка В. Орловым, отличается тем своеобразием, которое не оставит равнодушным каждого, кто интересуется таинственной культурой Ближнего Востока.

Главная героиня романа – Далила. Молодая и пылкая девушка приоткрывает для нас завесу тягуче-ленивой жизни женской половины арабского дома. В этой книге отражаются сплетни и ложь, рождающиеся в полумраке хамама, тайны, обсуждаемые в украшенных коврами и вуалями спальнях, робкие разговоры о равноправии, проносящиеся шепотом в алжирских салонах первых мусульманских феминисток.


Асия Джебар


Далила проходит по всем этим декорациям с грацией юной арабской танцовщицы. В ее суждениях юное любопытство и ясность восприятия сочетаются с психологизмом оценки происходящего. Мы взираем на жизнь арабской женщины глазами человека, который способен увидеть особую красоту в ее слабости, жестокости и двоедушии.

Далила, как бы страстно она не стремилась к свободе, обладает тем же восточным характером: она считает, что между женщинами дружбы быть не может – лишь сообщничество, которым она со своей юной бескомпромиссностью пользуется. В своем эгоизме и уверенности, что ее будут любить просто так, девушка немного похожа на героиню Франсуазы Саган. Все, что заботит Далилу –  отражение ее собственных чувств, которое она находит в отношениях с другими людьми, в том числе, со своим возлюбленным – Салимом. Через ее любовь и борьбу мы можем оценить всю силу характера восточной красавицы. Укрощенная волей мужчин, чьего разрешения она всегда вынуждена спрашивать, она пылает той внутренней страстью к свободе, которая на деле оказывается гораздо сильнее любого внешнего принуждения.

Конечно, того не осознавая, Далила сама становится зеркалом. Резным восточным зеркалом с затемненной, как ее буйный характер гладью. История запретной страсти, которая зарождается между ею и Салимом, только поначалу кажется поверхностной. Книга еще припасет для читателя сюжетный поворот, который заставит его сердце встрепенуться.


Асия Джебар "Нетерпеливые"


Роман, как и произведения других коллег-писательниц Асии Джебар отличается тем важным качеством, которое зачастую отсутствует в классической литературе более раннего периода – отсутствием моральной оценки или поучений. Джебар в этой жгучей, пахуче-пряной истории, раскрывающейся на языке подобно восточной сладости, ничуть не пытается преподать читателю урок. Даже линия борьбы за свободу женщин в арабском мире вплетена в органическую ткань произведения настолько естественно, что читатель предоставлен сам себе в том, чтобы делать выводы и извлекать из романа свои уроки.

«Нетерпеливые» - прежде всего история о любви, рассказанная с позиции сильной, смелой и живущей своей собственной богатой духовной жизнью девушки. Поначалу для привыкших к голливудским фильмам читателей она может показаться банальной. Однако вскоре это впечатление рассеивается. Ведь с каждой новой сочной и выразительной фразой тот, кто решит прочесть эту книгу, будет неумолимо погружаться в восточный колорит этого красивого романа.


Мария Головина



 

Рекомендуем

Марк Рудинштейн – персона нон грата
«Хорошо, что на русской земле родилась». Юлия Друнина
«Дорогами двух Отечественных войн»
Новая эра иZбитых тем ("Новая эра Z" реж. Колм МакКарти)
Наталья Гундарева: Непростая судьба простой женщины
Уроки жизни и вдохновения Антонина Дворжака
Открытие Национальной художественной галереи в Вашингтоне
Взрывная шпионка («Красный воробей» реж. Френсис Лоуренс)
По совету Шопенгауэра
Елена Климова: "Мы влюбляемся в наших композиторов"