Партнеры Живи добром

Под Мухой («Жвалы», реж. Кантен Дюпьё)


"Жвалы". Источник: A-One Films.



Как-то раз Ману (Грегуар Людиг) опять проснулся на пляже в спальнике. Ну как проснулся — его разбудили, а затем сделали такое предложение, от которого не отказаться: по-быстрому заработать 500 евро. Вообще почти без усилий: надо просто перевезти чемоданчик в багажнике машины из пункта A в пункт B и отдать некоему Мишель-Мишелю, только и всего. Единственное условие: чемоданчик должен лежать в багажнике. Недолго думая, Ману решил взять на дело своего старого другана Жан-Габа (Давид Марсе), а дальше всё поехало куда-то совсем не туда.


Все карты спутала Муха. Гигантская муха в том самом багажнике. Как известно, два дебила — это сила, дебилы с мухой — это жесть. Опять же недолго думая, Ману и Жан-Габ решают, что нафиг им эти 500 евро, есть план получше. Хорошие бабки можно сделать на мухе, только надо её как следует выдрессировать. А потом можно и за деньгами в банк отправить, и за едой. Она ведь как дрон, только лучше: батарейки не нужны.



"Жвалы". Источник: A-One Films



Наверное, лучше сразу откровенно признать: в современном кино нет человека, лучше владеющего чистым абсурдом, чем Кантен Дюпьё, он же экс-диджей Mr. Oizo. По крайней мере, в мастерстве построения фабул с ним точно мало кто сравнится. «Шина» 2010 года: обезумевшая и ожившая автомобильная покрышка убивает людей и мстит человечеству. «Реальность», 2014-й: кинооператор должен в течение 48 часов отыскать самый жуткий кинокрик. Наконец, «Оленья кожа» (2019): слетевший с катушек Жан Дюжарден начинает исполнять все приказы своей стильной замшевой куртки, голос которой всё громче звучит у него в голове.


Так что не стоит совсем уж сильно удивляться «Жвалам», в таком ряду они смотрятся более чем логично и закономерно. Тем более, что персонажи Дюпьё (который фильм про гигантскую Муху собственноручно написал, снял, срежиссировал и смонтировал) явно существуют в какой-то общей вселенной, в своей собственной и предельно абсурдной системе координат. Только если в «Оленьей коже» фоном для безумств героя Дюжардена были горы, тот тут — примерно такое же безлюдное средиземноморское побережье. А сюжет почти каждого фильма Дюпьё нарочно развивается столь хаотично, что остается обманчивое ощущение набора случайных сцен, связанных между собой чисто условно, по приколу.



"Жвалы". Источник: A-One Films



Героев Ману и Жан-Габа, двух великовозрастных околокриминальных раздолбаев-инфантилов в исполнении французских комиков Людига и Марсе, напоминающих одновременно и дебилов из фильмов братьев Коэн, и персонажей раннего Тарантино, кажется, вообще ничем не смутить. Заклинило крышку багажника? Можно разрезать секатором. Надо где-то переночевать? А вон чей-то дом на колёсах, хозяина вырубим и свяжем. В машине кончился бензин? На этот случай есть велосипед-единорог. Дай «быка». «Окей», «йес», «без проблем» и так далее.


Но самое главное: никакого занудства или морали. Потому что всё это просто очень-очень смешно. Иногда — на грани фола (например, героиня Адель Экзаркопулос ударилась головой, катаясь на лыжах, и теперь не может говорить тихо), местами — просто безумно и дико (голодная муха съедает собаку; мы смотрим на четвероногую зверушку фасеточным зрением мухи), но ни разу не пошло и не тупо. Озвучивает эти идиотические коллизии идиллически-умилительная электроника от Metronomy; вкус Дюпьё не изменил и тут.



"Жвалы". Источник: A-One Films



И здесь должен был бы быть какой-то серьёзный и внятный вывод из увиденного. Но его нет. Есть небольшое количество более-менее спрятанных отсылок и цитат из французской и американской криминальной киноклассики, в том числе и самоцитат из фильмографии Дюпьё, но не они делают погоду. Куда важнее, что муха просто невозможно мила и трогательна и вообще поддаётся дрессировке! Ну а то, что «мир сошел с ума, люди просто слетают с катушек, что уж тут поделаешь» — так это не новость. «Окей», «йес», «круто», «дай быка», и всё тут.



«Жвалы» — в кинотеатрах с 24 июня.


Иван Цуркан


 

Рекомендуем

Итоги проекта «Театральное ПТУ 6.0»
Must-have
Что? Где? Когда? Культурные события февраля
Символ поколений. Ко дню рождения Веры Мухиной
«Наука видеть» или «вселенское чувство» Кузьмы Петрова-Водкина
Бумер на тропе войны («Асоциальная сеть», реж. Тиллер Расселл)
Вопреки всему. История любви Прасковьи Жемчуговой.
«Мастер фотографического реализма» Дэвид Беласко
«Ушедший караван». Концерт классической иранской музыки
1 тур Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой