Партнеры Живи добром

Творческий путь Игоря Бриля


Игорь Бриль - один из самых известных джазовых музыкантов России. Его "Практический курс джазовой импровизации" переиздан восемь раз - редкое явление не то, что для учебной литературы, но и для литературных хитов. Его путь к успеху был трудным и тернистым, ведь во времена его ученичества джазовая музыка была под запретом, как буржуазное искусство. Сам Игорь Бриль в одном из своих интервью признавался, что из-за его увлечения джазом он едва не был исключен из музыкальной школы, несмотря на заметный даже в школьном возрасте талант. После того случая, музыкант был осмотрительнее и играл джаз только во внеурочное время. Так что музыкальную школу он закончил, и продолжил постигать музыкальное искусство, раз и навсегда приняв решение связать свою жизнь именно с музыкой.


Игорь Бриль


В 1963 году он окончил фортепианный факультет музыкального училища при Московской государственной консерватории им. Чайковского. После выпуска из училища его музыкальная карьера развивалась достаточно медленно, что расстраивало юного музыканта, но в 1966 году он начал играть в оркестре "ВИО-66" Юрия Саульского. Примерно в то же время ему поступило предложение от коллеги, Алексея Козлова, организовать свой собственный джазовый квартет. В вокально-инструментальном ансамбле, основанном в 1966 году ("ВИО-66") Игорь Бриль встретил свою жену, Тамару, солистку ансамбля. Алексей был их общим другом, дружбу с которым семейство Брилей пронесло через года, несмотря на то, что в 1969 году Игорь закончил свои отношения как с ансамблем, так и с квартетом, потому что получил назначение на должность художественного руководителя творческого отделения Студии импровизационной музыки "Москворечье", где проработал вплоть до 1974 года. В 1971 году он окончил Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных по классу фортепиано под руководством Теодора Гутмана. Вспоминая о своем учителе, Игорь позже сказал, что именно Теодор посоветовал ему сконцентрироваться на джазе и блюзе, потому что по его ученику видно, что он "укушен" джазом. Смеясь, Игорь часто упоминает, что как он был "укушен" записями джазовых хитов на рентгеновских пластинках в молодости, так это состояние не оставляет его и по сей день.


Игорь Бриль


В 1971 году закончился период ученичества известного джазового музыканта, и довольно скоро после этого он заслужил и любовь слушателей. В 1972 году он собрал джазовый секстет, в составе которого известнейшие саксофонисты: Александр Осейчук и Алексей Набатов, а также другие талантливые музыканты. В 1976 году он записал диск вместе с композитором Адамом Маковичем, в 1983 году его приняли в Союз композиторов, в 1987 году он выпустил первый диск  в США ,"Before the sunset", а в 1988 году отправился в гастрольный тур по США. Небывалый успех и признание! В 1990 году он создает ансамбль "Игорь Бриль и Новое поколение", с которым активно выступает и по сей день вместе с сыновьями-близнецами, Дмитрием и Александром. 


Но вместе с успешной концертной деятельностью, лейтмотивом творчества Игоря Бриля в течение всей его музыкальной карьеры была популяризация джаза в родной стране и работа над джазовым образованием, которого в молодости Бриля как такового не было и вовсе. Уже в 1972 году, через год после выпуска из консерватории, он стал председателем предметно-цикловой комиссии эстрадно-джазовой специализации при музыкальном училище им. Гнесиных. В 1979 году вышло первое издание популярнейшего в России пособия по джазовой музыке, "Практический курс джазовой импровизации", в 1996 году он стал профессором в Российской Академии Музыки им. Гнесиных, где работает и по сей день. Количество организованных им джазовых фестивалей для поддержки начинающих музыкантов, сложно перечесть, и до сих пор Игорь Бриль продолжает принимать активное участие в фестивальной деятельности, несмотря на свой немолодой возраст.


Игорь Бриль


Трудно переоценить вклад в развитие джазовой музыкальной культуры на просторах нашей огромной страны этого выдающегося музыканта, мастера джазовой импровизации. Благодаря ему отечественные звезды джазового Олимпа способны конкурировать с международными музыкантами, а это утонченное и красивое музыкальное направление обретает большее количество слушателей. И по сей день Игорь Бриль продолжает собирать полные залы, а публика не устает восхищаться его виртуозностью и мастерством.



Екатерина Ермихина



 

Рекомендуем

Заметки на полях («О бесконечности», реж. Рой Андерссон)
Русский импрессионизм. Константин Коровин
Нелли Закс: реквием
«Гений песни» Алексей Фатьянов
История одного сумасшествия («Джокер» реж. Тодд Филлипс)
41-й ММКФ: документальное кино
Савва Морозов. Благотворительность-первое имя
«Полуюбилейный» сезон открыт! Театр «Балет Москва»
Концерт-посвящение Елене Образцовой «Оперный бал Елены Образцовой»
Детские страхи в фильме для взрослых ("Оно" реж. Андрес Мускетти)