Партнеры Живи добром

Ослам тут не место («История Дэвида Копперфилда», реж. Армандо Иануччи)


   

О том, сколь трудным, полным всевозможных тягот и невзгод, было детство юного Дэвида Копперфилда, легко может узнать каждый, взяв с книжной полки увесистый том Чарльза Диккенса. А примерно представить себе масштаб его приключений и злоключений – всякий, кто читал «Оливера Твиста» или же любой другой из многочисленных романов почтенного классика английской литературы. Ведь густонаселённый мир прозы Диккенса одинаково подробно явлен в каждой его книге и в общих своих чертах очень похож. Тем же, у кого нет желания и интереса читать большие классические романы, на выручку обычно приходит BBC с её знаменитыми обстоятельными многосерийными экранизациями. Но если вы ждёте от «Истории Дэвида Копперфилда» образца 2020 года степенности и обстоятельности, то, возможно, вам не стоит её смотреть. Потому что, сохраняя сюжетную канву романа, новая экранизация выворачивает его наизнанку, и ни о какой «традиционности» речи здесь не идёт. 


"История Дэвида Копперфилда". Источник: Вольга


Всласть поиздевавшись над застрявшим в космосе человечеством в сериале «Авеню 5» и как следует пнув под зад Хрущёва и компанию в «Смерти Сталина», примерно такой же фокус Армандо Иануччи теперь проделывает с Дэвидом Копперфилдом. Впрочём, с оговоркой, что к наследию Диккенса он относится явно с бó
льшим почтением, чем к условному NASA или советскому тоталитаризму – но что говорить, здесь его можно понять. Более того, увлечение Иануччи Диккенсом явно носит неповерхностный характер и насчитывает уже как минимум 8 лет (в 2012 году на всё том же BBC он написал сценарий к документальному фильму Armando`s Tale of Charles Dickens, в котором сам же и выступил ведущим).

И вот проходят годы – и Диккенс уже не столько интересует Иануччи сам по себе, а становится всего лишь поводом для фильма. В новом кинопрочтении жизнь главного героя с писательским дарованием – никакая не драма, а абсурдная трагикомедия, и поэтому в ней просто не остаётся места для мрачности. Никто не взрослеет и не стареет; больше никаких гробов и похорон и попыток изображать костюмную серьёзность – вместо них яркие краски и безостановочный гротеск, вплоть до слэпстика в духе Чаплина или Бастера Китона (например, в одной из сцен действия персонажей просто ставятся на ускоренную перемотку).

"История Дэвида Копперфилда". Источник: Вольга


Кастинг – соответствующий и начисто лишён каких бы то ни было расовых или национальных предрассудков. В главной роли – индус Дев Патель из «Миллионера из трущоб», на многих второстепенных – афроамериканцы или азиаты. Англичанин Хью Лори (мистер Дик) в паре с Тильдой Суинтон (Бетси Тротвуд) в образах эксцентричной супружеской четы, попавшей сюда, кажется, прямиком из лимериков Эдварда Лира. Питер Капальди отвечает за жуликоватое обаяние аристократа-афериста мистера Микобера, который постоянно и под разными предлогами клянчит у главного героя деньги. А Бену Уишоу с блеском удаётся создать объёмный и многослойный образ изворотливого Урии Хипа – главного антагониста, разоблачение которого не заставит себя ждать. Но, даже несмотря на драматическое актёрское усердие, каждый из персонажей экранного мира так или иначе оказывается по-своему безумен и не в меру комичен.

У самого Диккенса, по его же собственному признанию, «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» была любимым романом, а в его писательской карьере оказалась первым произведением, написанным от первого лица, к тому же во многом автобиографичным. Фильм Иануччи – не что иное, как нонсенс, «сплошная чепуховина», если выражаться словами мистера Микобера. Своеобразный экстракт исключительно диккенсовского (и британского вообще) остроумия, поданный в предельно театральной форме. В пространство широкоугольного кадра порой помещается столько всего, что просто захватывает дух; декорации сменяются как по щелчку, и добрая половина фонов буквально оказывается театральным задником или экраном для проекции (так Иануччи пробует заменить традиционные флэшбеки). Впрочем, незачем далеко ходить за примерами – герой начинает и заканчивает рассказ о своей жизни, стоя на театральных подмостках. Актёры здесь вообще порой так кривляются и гримасничают, что не покидает ощущение какого-то капустника, или в лучшем случае – любительского спектакля.

"История Дэвида Копперфилда". Источник: Вольга


Иануччи так самозабвенно увлекается изобретательной формой, что в некоторые моменты словно бы забывает о содержании. Так что его экранизацию скорее хочется уподобить не толстому роману, а модному разноцветному скетчбуку, состоящему из множества обрывков и карикатурных зарисовок – тем более, что и сам Дэвид Копперфилд в исполнении Пателя беспрестанно записывает мысли и зарисовывает образы, приходящие ему в голову, на разрозненных мелких бумажках. От того чтобы не рассыпаться окончательно, структуру фильма удерживает разве что наглядное разделение на части-главы, названия которых (также взятые из Диккенса) возникают прямо поверх кадра с Дэвидом, сидящим за письменным столом. С завидной регулярностью герои произносят разные «эдакие» словечки и сложносочиненные куртуазные обороты, которые с головой выдают Иануччи и его соавтора Саймона Блэкуэлла – по их же собственному признанию, в сценарии они позволяли себе не только брать фразы из разных романов Диккенса, но ещё и придумывать метафоры, подражая его стилю. Всё как будто бы шьётся на живую нитку, общий ритм крайне неровен, но, с другой стороны, в этой сумбурности и поверхностности, может быть, и кроется главное очарование фильма.


"История Дэвида Копперфилда". Источник: Вольга


И если книжную «Жизнь Дэвида Копперфилда» всегда было принято считать классическим примером романа воспитания, то в киношной «Истории Дэвида Копперфилда» не остаётся и намёка на нравоучительность. Чему вообще может научить фильм, в котором зритель то наблюдает за происходящим глазами маятника в настенных часах, то смотрит на героев с точки зрения воздушного змея, парящего невысоко над землей? Где люди живут в перевернутой шхуне, вытащенной на берег или выбегают из дома со скалкой и сковородкой, чтобы прогнать ослов, которые забрели на луг? Если чему-то и может – то только ироничному отношению к самому себе и миру вокруг. А при таком подходе даже мрачные трущобы диккенсовских романов, где сироты умирают от голода, а разорившихся аристократов выдворяют из дома безжалостные кредиторы, могут вдруг показаться уютными. Нужно просто пустить тяжелые мысли по ветру, только и всего.

"История Дэвида Копперфилда". Источник: Вольга


«История Дэвида Копперфилда» – в онлайн-кинотеатрах с 17 сентября.


Иван Цуркан


 

Рекомендуем

Живая легенда 60-х – Евгений Евтушенко
Charlie Puth - Voicenotes
RIFF 2017. Интервью с основателем кинофестиваля
Просто гений. Стивен Спилберг
Выставка «Россия на всемирных выставках»
Выставка «Саора. Племя. Индия»
Vivienne Westwood. Бунтарка по жизни
XII Московский международный фестиваль моноспектаклей SOLO объявил афишу
Maroussia Zaitseva "Вино из одуванчиков" s/s 2015
«Дождливый день в Нью-Йорке» как один из способов ненадолго оказаться в Манхэттене